Опережая время: как Ростислав Алексеев создавал экраноплан - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Опережая время: как Ростислав Алексеев создавал экраноплан

05 июля в 17:41

Человечество несколько столетий жило мечтой построить корабль, который мог бы и плавать и летать. А воплотил эту идею советский конструктор Ростислав Алексеев. Созданную машину он назвал экраноплан.

Мало кто помнит этого человека, а он заложил основу для создания быстроходных судов на подводных крыльях. Без них сегодня нельзя представить себе ни одну полноводную реку, сообщил ТАСС.

Алексеев с юности был одержим водой и скоростью, поэтому ещё будучи студентом стал разрабатывать конструкцию быстроходного судна. Он изучил практически все доступные в то время конструкции крыльев и понял: это лучшее решение для увеличения скорости судов. Тогда идею поддержали далеко не все, считая её безумной. Тем не менее, такие суда могли двигаться со скоростью до 100 километров в час. Для Алексеева это был не предел.

При превышении такой скорости судно становилось плохо управляемым, а металл начинал разрушаться. Тогда изобретателю пришла мысль поднять его над водой. Так появилась идея создания экраноплана, двигающегося на сверхмалых высотах. При движении судно удерживал слой сжатого воздуха. Он создавал набегающий воздушный поток, проходящий между крылом и отражающей поверхностью, то есть так называемый «эффект экрана».

Таким образом, экранопланы могут двигаться со скоростью самолёта на высоте всего в несколько метров. С их быстроходностью в то время не могли сравниться самые современные военные корабли.

Первый опытный образец тяжёлого экраноплана с незатейливым названием «Корабль-​макет» был спущен на воду в 1966 году. Он стал самым большим летательным аппаратом в мире, и на Западе его нарекли «Каспийским монстром». Конструкция стала основой наиболее известного в истории ракетоносца «Лунь». До момента его спуска на воду Алексеев не дожил, поскольку умер от полученной производственной травмы.

«Лунь» мог осуществлять взлёт и посадку при высоте волн от двух с половиной до трёх с половиной метров. Судно представляло собой угрозу корабельным группировкам и кораблям водоизмещением до 20 тысяч тонн. На вооружении «Луня» стояли противокорабельные ракеты «Москит». Для радаров он был невидим, поэтому мог беспрепятственно сближаться с целью и на высокой скорости уходить от ответных ударов.

По своим тактико-​техническим характеристикам он значительно опережал время. К сожалению, из-​за сложной экономической ситуации ракетоносец списали и законсервировали, как и многие другие проекты экранопланов разного назначения.

Специалисты считают экранопланы незаменимыми в Арктической зоне, в Сибири и на Дальнем Востоке. С наступлением зимы на реках заканчивается навигация. Для таких условий служащие Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева создали проект речного экраноплана 04700, который можно использовать круглый год.

Такие суда могут базироваться как на бетонных площадках и понтонах, так и на песке. Они экономичны и безопасны, а дальность полёта сопоставима с самолётами малой авиации. Ещё один проект – 08910 «Чайка‑2» – сейчас разрабатывают в конструкторском бюро. Он будет способен не только перевозить людей, но и тушить пожары.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.