От научпопа до экономики: что читают в России
Из свежей публикации Forbes стало известно, какие темы больше всего трогают умы граждан России. Известная премия «Просветитель», миссия которой — изучать и награждать лучшие научно-популярные книги на русском языке, совместно со Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провела исследования аудитории такого специфичного контента и способы его потребления.
Оказалось, что чтение выбирают 55 процентов опрошенных, остальные либо смотрят просветительские каналы по телевизору, либо внемлют рассказам блогеров и специалистов из социальных сетей. Также выяснилось, что люди по-разному и не всегда правильно могут дать само определение научно-популярной литературе, часто причисляя к ней эзотерику, фантастику и даже энциклопедию. Тех, кто правильно понимает, что это такое, оказалось 38 процентов. Маловато, но хоть так. Среди них много любителей астрономии и изучения космоса. Практически равное количество тех, кто увлекается достижениями в технических областях и интересующихся психологией.
А вот из тех, кто считает научно-популярной любую литературу, где встречаются умные непонятные слова, на первое место с большим отрывом вырвалась группа, интересующаяся психологией и примерно одинаковые группы увлечённых техникой и астрономией. У людей, которые любят литературу других жанров, в список интересов входит медицина вместо техники. С переменной частотой в эти списки попадает экономика, биология и биотехнологии, а вот математика с химией — вообще не в приоритете.
Как оказалось, люди также по-разному и выбирают книги. У большей части опрошенных решение о покупке зависит от названия, многие ценят стиль и слог, ещё меньше людей выбирают определённого автора. Как ни странно, но на рецензии обращает внимание лишь очень маленький процент людей — приблизительно всего пять процентов читателей.
Различаются и каналы информации о новинках научно-популярной литературы. Чуть больше половины людей информацию получают через сайты, меньше — по рекомендации знакомых и через социальные сети. Для молодых людей от 18 до 24 значение имеет реклама и подкасты. Более старшие люди до 34 лет любят узнавать о новинках от блогеров. Категория читателей 60+ традиционно получает подобную информацию из телевидения.
Судя по опросу, практически никто не испытывает недостатка в научно-популярной литературе, и лишь от 12 до 16 процентов испытывают её нехватку. Опираясь на данные опроса, однозначно и уверенно можно сделать выводы, что самыми популярными темами стали астрономия, медицина и здоровье человека. Было бы интересно узнать, каков среди них процент вакцинированных.