
Параллельные миры и андеграунд: как творили неформалы 60‑х

Новая экспозиция, представленная в Русском музее, причудливым образом объединила в себе официальное искусство и советский андеграунд. Параллельные прямые не пересекаются? Как бы не так. С этим утверждением может поспорить медиаинсталляция российского кинорежиссёра и художника Платона Инфанте. Глазам посетителей предстаёт причудливый мир параллельных линий, сплетающихся между собой самым удивительным образом.
На выставке собрали более 200 работ мастеров андеграунда, творивших в 60 – 80‑х годах прошлого века: Анатолия Зверева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой и других. Живопись, графика и скульптура соединились в музейном пространстве в рамках экспозиции «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», сообщили «Ведомости».
По мнению критика Галины Столяровой, выставка простроена на диалоге официального искусства и неформального творчества. А настоящего художника из толпы выделяет способность создавать личную неповторимую вселенную, живущую по своим законам. Как, собственно, и делал Зверев, чьи экспрессивные абстракции открывают экспозицию.
Художников, представленных на выставке, объединяет не только духовное и творческое родство, но и общие надежды и молодость, которая у многих протекала в эпоху «оттепели». При этом у каждого из них была своя философия и ощущение мира. Предчувствие надвигающей беды просачивается сквозь работы Петра Беленка. В его коллажах, созданных в духе «панического реализма», кто-то видел будущую гибель страны, а кто-то – пророчество чудовищной катастрофы в Чернобыле.
А у таких художников, как Оскар Рабин, своя жизненная правда: окраины ночной Москвы, покосившиеся бараки, слетающий с рельсов поезд. За такие сюжеты многие обвиняли живописца в чернухе. В этом смысле Леонид Пурыгин не менее сильный провокатор, но с другим полюсом. Его фантасмагоричные работы отсылают к библейским сюжетам и славянской мифологии.
Пожалуй, самая драматичная судьба сложилась у художника Владимира Яковлева. В документальном фильме, который транслируется во время выставки, можно увидеть, как Яковлев неестественно низко склонился над листом бумаги. Как будто «писал глазами», как говорили многие. В дальнейшем он полностью лишился зрения и закончил жизнь в психлечебнице. Это заставляет посмотреть на его картины под другим ракурсом и совершенно иначе взглянуть на наш мир, реальный.