По советским лекалам: как разработки СССР помогли Китаю в создании своего авианосца
Новый военный корабль «Фуцзянь» был спущен на воду в пятницу 17 июня. События подобного масштаба происходят нечасто. Китайцы не скрывают, что активно использовали опыт советских конструкторских бюро в собственных разработках, сообщило издание «Взгляд.ру».
Построение подобных сооружений в Союзе начали ещё в 70-х годах ХХ века. В то время Китай не обладал необходимыми технологиями. В стране царила бедность, а население южных деревень не могло позволить себе купить даже обувь. Отношения с США ещё не были установлены, в то время как контакты с СССР практически прекратились.
Первым толчком к развитию индустрии стало приобретение Китайской объединенной судостроительной корпорацией австралийского авианосца «Мельбурн». На аппарате осталось практически всё оборудование, которое впоследствии было успешно скопировано. Выведенный из боевого состава корабль стал прототипом для новых китайских систем — в частности подъёмников и катапульт.
В 90-х годах, после отказа испанских инженеров продавать конструкторскую документацию своих лёгких авианосцев, Китаю всё же удалось получить у них консультацию по некоторым проектам. Позже был приобретён первый советский авианесущий крейсер «Киев», который подвергся тщательному исследованию китайской стороной. К ним в руки также попал знаменитый тяжёлый крейсер «Варяг», позже переименованный в «Ляонин» — именно он стал первым китайским авианосцем.
Масштабная реализация собственной авианосной отрасли началась в Китае в 2005 году. Используя полученные суда, инженеры совершенствовали старые и разрабатывали новые механизмы и системы. Уже через несколько лет Китай обзавёлся полноценным палубным самолётом. Советские разработки стали хорошим подспорьем для его создания.
Наравне с военным строительством стала развиваться сфера подготовки профессионалов для управления новыми кораблями. В этом деле китайцы полагались на опыт американских специалистов.
На построение китайского авианосца ушло два года. Второй спущенный на воду корабль получил имя «Шаньдун». Он превосходил своего предшественника по всем параметрам, в частности обладал более крупной палубой.
Постройка третьего корабля началась в 2015 году. Несмотря на необычно долгие сроки, в которые разработчики закончили «Фуцзянь», разработка и сооружение четвёртого, более тяжелого атомного авианосца уже стартовала.
На собственном опыте Китай доказал, что может найти выход из патовой ситуации. Не может не впечатлять пройденный путь от бедной державы, которая и мечтать не могла о собственном военном корабле, до страны, построившей четыре авианосца всего за 40 лет.