
Почём жалоба: как Минпромторг будет регулировать работу маркетплейсов

Рост количества жалоб региональных покупателей на маркетплейсы вернёт законодателей к регулированию электронной коммерции. Этот вопрос собираются обсуждать в Минпромторге.
Претензии потребителей, главным образом, касаются возвратов, отсутствия информации о продавце и несоблюдения сроков доставки. Эксперты напоминают, что в офлайн-ретейле именно регулирование через закон о торговле помогло упорядочить ситуацию, поэтому можно воспользоваться имеющимся опытом, сообщил «Коммерсант».
Жалобы поступают на самые известные торговые платформы – Wildberries, Ozon, Avito, «Юла», «Яндекс.Маркет» и «СберМегаМаркет». Представители регионов предложили Минпромторгу обязать ретейлеров давать информацию, помогающую идентифицировать продавца, а также показывать сопроводительные документы и запретить отказываться от продажи в одностороннем порядке, ссылаясь на технические трудности.
Ещё одной инициативой стало внедрение промежуточных счетов, на которых будут храниться деньги до получения покупателем товара и только после этого перечисляться продавцу. Также Минпромторг рассмотрит возможность установления ответственности маркетплейсов, если они не осуществляют контроль за продавцами и товарами.
Однако, по мнению экспертов, пользователи часто сами не хотят ждать 10 дней для получения ответа на жалобу, хотя этот срок установлен законом. В тексте претензий они не предоставляют информацию по сделке или не описывают сам характер нарушений.
В 2022 году в Ассоциацию компаний Интернет-торговли было направлено более полутора тысяч жалоб от покупателей, но подавляющее большинство из них удалось решить без привлечения суда. Практику таких разбирательств посредством диалога успешно применяет Wildberries, поэтому ретейлер не видит особого смысла в применении промежуточных счетов, хотя и поддерживает эту инициативу.
По мнению заместителя председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, существующие проблемы пойдут не на пользу добросовестным поставщикам. Торговля контрафактом наносит репутационный ущерб брендам. Со своей стороны продавцы жалуются на некорректное начисление штрафов и комиссий, а также регулярную утерю товара после передачи на склад. Маркетплейсы не несут за это никакой ответственности. Площадки технически могут оказывать влияние на выбор покупателей и блокировать селлеров без объяснения причин. Поэтому регулировать требования к маркетплейсам в части работы с поставщиками тоже необходимо.