Подрезая крылья: как авиационная отрасль России пережила 2022 год
Авиационная отрасль России одной из первых столкнулась с западными санкциями. Это началось сразу же после начала спецоперации.
Европейские страны стали по очереди закрывать своё небо для российских самолётов. Причём ограничения коснулись не только полётов. Евросоюз запретил поставки и лизинг самолётов, а также другой авиационной техники в Россию. Отечественным перевозчикам стало недоступно страхование и обслуживание авиапарка, сообщил Forbes.
Кроме Европы небо закрыли Канада и США. Суммарно до конца сентября полёты над своей территорией запретили почти 40 государств. От России потребовали вернуть иностранным лизингодателям переданные в аренду воздушные суда иностранного производства. Тогда в Сочи был открыт международный хаб, который дал возможность осуществлять полёты за рубеж без дозаправок на отечественных ближнемагистральных самолётах Superjet.
Большая часть машин российских перевозчиков была зарегистрирована в двух иностранных юрисдикциях: на Бермудских островах и в Ирландии. После введённых ограничений зарубежные регистраторы заявили о невозможности осуществлять контроль безопасности полётов российских воздушных судов и начали отзывать сертификаты лётной годности.
В ответ Россия стала в срочном порядке перерегистрировать самолёты на своей территории, но заграничные чиновники всячески затягивали процесс исключения отечественных машин из собственных реестров. Из-за этого возникла проблема двойной регистрации, что сильно затруднило полёты над территорией ряда государств, включая Китай и Турцию.
В результате количество зарубежных рейсов у российских авиаперевозчиков значительно сократилось, а из-за санкций высвободившаяся техника пошла на запчасти.
В качестве ответной меры на действия западных стран Владимир Путин подписал закон о мерах поддержки гражданской авиации. Благодаря этому авиакомпании получили возможность регистрировать права на самолёты, находящиеся в лизинге, на российской территории. Кроме того, было разрешено получать отечественные сертификаты лётной годности.
Уже через 10 месяцев зарубежные арендодатели стали обращаться в судебные инстанции за получением компенсации от страховщиков. Согласно сообщениям агентства Reuters, они надеются отсудить почти шесть с половиной миллиардов долларов и это далеко не полная стоимость воздушных судов, которые остались в России.