"Поехали!": малоизвестные факты о первом полёте человека в космос - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

«Поехали!»: малоизвестные факты о первом полёте человека в космос

11 апреля в 16:00 Эксклюзив

Со дня первого полёта человека в космос прошло уже более 60 лет. Имя Юрия Гагарина знает весь мир, однако есть факты, о которых известно не многим.

За девять месяцев до запуска космического корабля «Восток» было отобрано шесть кандидатов, которых готовили к этому историческому событию. Главный конструктор Сергей Павлович Королёв встретился с претендентами и проводил их к короблю. «Кто хочет первым посидеть в кресле пилота?», — задал провокационный вопрос академик. «Разрешите?», — мягко ответил Гагарин, снял обувь и стал подниматься в кабину. Этот жест впечатлил присутствующих, и Королёв заметил: «Этот, пожалуй, полетит первым».

Требования к космонавтам были строгими: кандидат должен быть не только здоров, крепок и молод, но и вес его не должен был превышать 70 килограммов, а рост — 170 сантиметров. Такие критерии были продиктованы малыми размерами «Востока» и небольшой ракетной мощностью. Из почти трёх с половиной тысяч претендентов были отобраны 20 человек. Далее за время подготовки остались всего трое: Герман Титов, Григорий Нелюбов и сам Гагарин. Все трое обладали отличным уровнем подготовки, но в пользу Юрия сыграли две вещи: наиболее благозвучное имя и образцовая славянская внешность. Титов и Нелюбов были назначены дублёрами. Кстати, Титов в итоге полетел к звёздам вторым, и именно он инициировал учреждение Дня космонавтики.

Отправляясь в исторический полёт, Гагарин понимал, насколько это опасное путешествие. Поэтому он написал своей жене прощальное письмо. Прочитала она его только после гибели мужа в 1968 году. Юрий просил супругу позаботиться о его родителях и детях, а также выразил надежду, что ей никогда не придётся прочесть эти строки.

Заранее написали статью для мира и журналисты. Было три варианта: первый — на случай гибели пилота. Второе сообщение было бы опубликовано в случае экстренной посадки корабля. В итоге по миру разошёлся третий текст — об успешном выходе «Востока» на орбиту.

Перед самым взлётом не закрылся до конца люк корабля. Один из контактов не сработал, и всё могло закончиться трагично. Однако Королёв вместе с инженерами поднялся к Гагарину, который уже сидел в кабине, и в считанные минуты поломка была устранена. Юрий не задал ни одного вопроса и не поддался панике.

Первый полёт прошёл в режиме автопилота. Никто тогда не знал, как отреагирует организм человека на экстремальные нагрузки, поэтому было решено позволить пилоту перейти на ручное управление только в случае отказа автоматики. Выключить режим автопилота Гагарин смог бы только введя цифровой код. Его написали на бумажке, запечатали в конверт и приклеили к креслу космонавта. Расчёт был на психологический трюк: человек только будучи в здравом рассудке смог бы добраться до кода и ввести его. В итоге код 125 не пригодился.

При входе в атмосферу по пути домой, корабль «Восток» был объят огнём. «Я горю! Прощайте, товарищи», — услышал командный центр громкий голос Гагарина. Однако он не знал, что ему ничего не угрожает: пламя всегда возникает при входе корабля в плотные слои атмосферы. Космолёт обшит жаропрочным материалом, поэтому человек внутри от огня не пострадает.

Приземлился Гагарин не в капсуле. За десять минут до встречи с землёй он катапультировался и спустился на парашюте. Советский союз тогда не обладал технологией мягкой посадки космического корабля. Потому, если бы пилот оставался в кабине, он рисковал разбиться о землю при жёсткой посадке. Однако факт парашютного приземления долго держали в секрете, поскольку по правилам Международной авиационной федерации пилот должен был достигать земли только в капсуле. Результат успешного полёта и возвращения Гагарина могли не засчитать только из-​за этого.

Текст подготовила: Анастасия Бударина

Озвучил: Павел Русский

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.