Походы в магазины потеряли популярность: как доставка изменила быт домохозяек - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Походы в магазины потеряли популярность: как доставка изменила быт домохозяек

15 ноября в 17:00

Покупатели изменили предпочтения: вместо походов в магазины они выбрали удобства быстрой доставки продуктов. В перспективе появление продуктоматов в жилых домах.

Онлайн-​продажи продуктов могут достичь показателя в 380 миллиардов рублей по итогам 2021 года. Это рост в два с половиной раза по сравнению с годом 2020‑м. А если сравнивать с третьим кварталом 2020-​го, продажи выросли почти в три раза. Доля интернет-​продаж продуктов питания в рознице стала равна пяти процентам от оборота. И она продолжит увеличиваться, сообщила «Российская газета».

По сравнению с третьим кварталом 2020 года в 2021‑м продажи не падали. Годом ранее в стране снимали пандемийные ограничения, а люди отдыхали в отпусках. В 2021‑м рост не остановился, продажи увеличились с 80 до 90 миллиардов рублей. К таким показателям привёл выход игроков рынка в регионы и запуск новых сервисов. Стала активно развиваться сфера быстрой доставки. Новые антиковидные ограничения в итоге также окажутся инициаторами роста дистанционной торговли и онлайн-​продаж.

Сперва онлайн-​покупки были временным антикризисным решением. Но российские потребители быстро привыкли к такому подходу. Сперва они заказывали продукты впрок, а за скоропортящимися забегали в магазин, когда возвращались с работы. С середины 2020 года предпочтения потребителей стали меняться. Вырос спрос на доставку повседневной продукции (хлеб, яйца, молоко). Некоторые даже стали делать подобные покупки поштучно и несколько раз в день, что оказалось удобным и выгодным. Ведь если покупать впрок, еда может испортиться.

Сервисы, которые занимаются быстрой доставкой, пока работают по очень лояльным лекалам: им нужно завоевать рынок. А это избаловало покупателей, они перестали ходить в магазины. Причём в других странах подобное не распространено, за рубежом экспресс-​сервисов практически нет. Если они и появляются, то как филиалы российских – кстати! – компаний.

По прогнозам экспертов, рост интернет-​продаж продолжится в 2022 году, но уже не так стремительно. Часть потребителей всё же будет по старинке брести в магазин. К 2025 году, согласно прогнозам аналитиков, доля продуктов в розничном товарообороте вырастет с пяти процентов до 20-​ти. Новые онлайн-​сервисы будут расширять своё присутствие в разных уголках страны. Но есть ограничения, которые тормозят развитие таких служб. К примеру, это запрет на онлайн-​продажу алкоголя. Российские ведомства давно обсуждают эту тему и пока не пришли к общему решению.

Продажи еды на маркетплейсах превысили продажи других товаров. Вероятно, в скором будущем в жилых домах появятся продуктоматы, позволяющие сделать процесс покупки продуктов питания ещё более быстрым и удобным. Но самые конкурентоспособные магазины останутся на плаву, и поток покупателей в них не иссякнет. Ведь многие останутся верны традиции семейных походов в магазин или гипермаркет, а также своему желанию увидеть товар, потрогать его и понюхать, прежде чем приобрести.

К слову, карантин в 2020 году, а также QR-​коды лета 2021 года сильно ударили по доходам ресторанов и кафе. Чтобы выжить, многие заведения ввели такую услугу, как доставку на дом любимых клиентами блюд или продажу их навынос. Федерация рестораторов и отельеров отметила, что люди начали активно использовать такую возможность вкусно поесть. Однако, по словам президента Федерации Олега Бухарова, рестораторы сравнили выручку от продаж с доставкой со средним чеком при обычной работе, и оказалось, что новый вариант принёс больший доход не более, чем на 21 процент. Возможно, это связано с тем, что чаще всего люди заказывают на дом пиццу, суши и бургеры, хотя меню гораздо шире.

Следует признать, что онлайн-​торговля уже разделилась на два этапа: витрины – поиск и выбор покупок – и логистики – доставка и получение заказа. Главным конкурентным преимуществом стала скорость получения заказа. Скоро это станет необходимостью для всех категорий покупок и всех игроков рынка. Однако структура логистики пока не очень хорошо приспособлена под большие объёмы поставок и множество категорий товаров. Это тормозит развитие индустрии. Доставка должна развиваться дальше, чтобы быть экономически эффективной. Для этого есть два направления: изменение инфраструктуры и интеллектуализация.

К инфраструктурным изменениям относят новые формы получение товаров. Например, можно купить онлайн, а можно забрать в магазине, либо товар принесут к машине, либо доставят на работу. Очень популярным стал формат взаимодействия, когда все продажи ведутся онлайн, без наличия офиса или магазина. Некоторые кафе и рестораны тоже ушли в виртуальный формат. Во время пандемии многие убедились, что обслуживать клиентов можно без наличия залов. Есть и категории заказов, которые нужно доставить максимально быстро и только в руки заказчика.

К интеллектуальным изменениям относятся высокие технологии, полезные алгоритмы и математические модели. Очень важной стала маршрутизация для построения оптимального пути курьера, с учетом внешних факторов. Для этого понадобятся сильные вычислительные мощности. Притом время доставки сократится, что станет конкурентным преимуществом, считают аналитики.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.