Правительство Армении выступило за членство в ЕС
В Москве уже отреагировали на это решение Еревана. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков поспешил заметить, что Армения не сможет быть одновременно членом ЕС и ЕАЭС. При этом желание вступить в Евросоюз – это, «безусловно, суверенное право» республики, добавил он. Любопытно и ещё одно замечание Пескова: «Мы знаем, что это Евросоюз инициирует процессы по членству… Мы хорошо знаем пример с Турецкой Республикой, которая уже много десятилетий сохраняет свою ориентацию на членство в ЕС, но не встречает особой взаимности со стороны Брюсселя», – напомнил пресс-секретарь.
То есть тут может быть важен сам по себе процесс, который обозначит политический курс на «многовекторность» Еревана. И то, что он как бы «отходит от ориентации только на Россию». При этом Армения, скорее всего, рассчитывает, что экономические связи с Россией сохранятся, но и от ЕС можно будет получить какие-то дивиденды – как политического, так и экономического свойства. Кроме того, сам процесс евроинтеграции, который может занять годы и даже десятилетия (и тут можно привести в пример не только Турцию, но и Балканские страны, которые стоят на пороге ЕС более 10-15 лет каждая) может стать главной политической «фишкой» Пашиняна. Равно как это стало главным лозунгом для молдавского президента Майи Санду.
Ереван несколько лет активно флиртует с ЕС, при этом подчёркнуто дистанцируясь от ОДКБ, где доминирует Россия, но сохраняя высокую заинтересованность в сотрудничестве в рамках ЕАЭС. Пашинян в 2023 году выступал в Европарламенте, выразив готовность сближаться с ЕС настолько, насколько сочтёт возможным сам Евросоюз. В апреле 2024-го состоялась трёхсторонняя встреча Армении, США и Евросоюза, подчеркнувшая курс Еревана на дальнейшее сближение с Западом. В апреле Европарламент принял резолюцию об укреплении связей с Ереваном, где подчёркивалось, что у Армении есть воля и решимость углубить отношения с ЕС. А месяцем ранее была принята резолюция Европарламента, в которой говорилось о возможности предоставления Армении статуса страны-кандидата. Сейчас такой статус имеют Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция, Украина, Черногория и Албания.
На ближайшие три года разработан совместный с ЕС «План устойчивости и роста для Армении» на 270 миллионов евро. Он будет направлен на укрепление социально-экономической стабильности страны, одновременно поддерживая диверсификацию торговли. При этом объём торговли Армении с ЕС пока намного уступает объёмам российско-армянской торговли. Если с Россией по итогам прошлого года удалось выйти на взаимный объём в районе 15 миллиардов долларов, то с ЕС он составил 2 миллиарда (меньше, чем с ОАЭ и Китаем).
При этом значительную долю торговли с Россией, ОАЭ и КНР явно составляет посредническая торговля, помогающая Москве преодолевать санкционные ограничения. Это наверняка придаёт большую уверенность Еревану в том, что Россия не будет «хлопать дверью» и делать резких движений наподобие тех, которые последовали в отношении Украины, когда там (ещё при Викторе Януковиче) начались переговоры с Брюсселем о евроинтеграции. Ереван надеется, что Армению не «выгонят» из ЕАЭС, тем более что переговоры о вступлении с ЕС могут вестись долгие годы.
Что касается общественных настроений, то согласно прошлогодним соцопросам, более 60% армян «доверяют Европейскому союзу» – это больше, чем любому другому международному институту (за два года авторитет ЕС вырос на почти 20%). Большинство армян (75%) хотели бы, чтобы ЕС играл более важную роль в укреплении обороны страны, в то время как 42% хотели бы большей поддержки здравоохранения, а 40% – образования. За вступление в ЕС высказываются более половины граждан страны. Таким образом, Пашинян хочет ассоциироваться с доминирующим трендом в настроениях общества, при том, что его правительство будет всячески способствовать его дальнейшему закреплению. Но пока стараясь не ссориться с Москвой.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции