Презумпция невиновности: почему не стоит отказываться от принципов Болонской системы
После выхода России из Болонского процесса среди представителей академического сообщества идёт активная дискуссия. Её главной темой остаётся дальнейшая перспектива развития отечественной образовательной системы.
Несмотря на наличие определённого количества недостатков, принципы, на которых основано европейское пространство высшего образования, предоставляли российским студентам ряд неоспоримых преимуществ. В частности, они имели шанс получить универсальные навыки в зарубежных ВУЗах, необходимые не только для успешного обучения, но и для развития человеческого капитала, сообщил Forbes.
Ректор Российской Экономической Школы Антон Суворов отметил, что зарубежные стажировки являются наиболее эффективным способом выстраивания связей и способствуют успешному трудоустройству не только на родине, но и на международном рынке. Более того, диплом престижного ВУЗа позволяет молодёжи повысить социальный статус.
Современные образовательные стандарты, которые также закреплены и в Болонской системе, направлены на передачу студентам необходимых фундаментальных навыков и знаний. Попытки вывести подобные принципы из российской образовательной практики как минимум нецелесообразны.
Суворов подчеркнул, что важным элементом европейского пространства высшего образования является трёхступенчатая академическая система, состоящая из бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Такое разделение позволяет сосредоточиться на получении универсальных профессиональных навыков на начальном этапе, и впоследствии дополнить их более специфичными знаниями. Кроме того, она даёт студенту шанс скорректировать собственную траекторию обучения, и при необходимости углубиться в близкие к основной специальности отрасли науки. Также система способствует исправлению возможных ошибок при выборе ВУЗа после школы.
Единый способ учёта прослушанных дисциплин и стандартизированные методы оценки знаний положительным образом сказываются на мобильности учащихся. Болонская система предоставляет возможность пройти обучение в зарубежных университетах, а значит – ознакомиться с курсами, отсутствующими в отечественной программе, и завести новые знакомства. Помимо этих безусловных достоинств, в условиях выхода страны из европейского пространства высшего образования, российская наука может потерять главное – взаимное обогащение новыми идеями и открытиями. Ухудшатся и контакты с представителями международного академического сообщества.
Нужно дать правилам Болонской системы своеобразную презумпцию невиновности. В качестве основы для дальнейшего развития отечественной образовательной системы стоит взять лучшие и хорошо знакомые европейские принципы, заключил Суворов.