Продажа активов: что ждёт «Лукойл»
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков:
«Прежде всего, стоит ожидать продажи активов «Лукойла» в Европе. У него там довольно много предприятий. Это, прежде всего, нефтеперерабатывающие заводы в Румынии и Болгарии. Также есть 45% доля в СПГ-заводе в Нидерландах, заводы по производству моторных масел и сеть АЗС в разных европейских странах.
Прежде всего речь пойдёт о том, чтобы «Лукойл» продал те активы, где у него есть контрольный пакет, а это НПЗ в Болгарии и Румынии. Пока неизвестно, разрешат ли и станет ли «Лукойл» продавать только часть своего пакета, чтобы она сократилась ниже контрольного, или целиком. Скорее всего речь пойдёт о полной продаже этих активов, потому что мы видели пример «Газпромнефти», которая тоже попала под такие же санкции США, – компания продала часть своего пакета в сербской компании НИС, и этого не хватило. То есть американцы решили, что не надо снимать санкции с НИС, несмотря на то, что «Газпромнефть» стала там неконтрольным акционером. Здесь дисконт может быть разный, он в любом случае будет.
И в основном, опять же, речь идёт о продаже именно европейских активов. То, что принадлежит «Лукойлу» в других странах. Это и Казахстан, и Азербайджан, и Ирак, и «Западная Курна-2», прежде всего Египет, и ряд других государств. Там давление со стороны властей будет гораздо меньше, чем в Европе. И в большинстве случаев «Лукойл», может быть, вообще не будет продавать активы, потому что у него же там меньше контрольного пакета.
Основная интрига – это судьба европейских активов и кому они достанутся. Достаться они могут, в общем-то, партнёрам по работе в Казахстане либо азербайджанской «SOCAR», потому что туда ещё можно поставлять нефть из этих двух государств. И это будет удобно всем. Болгария и Румыния получат гарантированную загрузку своих НПЗ. У «Лукойла» уже налажено взаимодействие с «SOCAR» и с рядом других компаний, которые добывают нефть в Казахстане. Соответственно, у этих партнёров будет короткое транспортное плечо для доставки своей же нефти на свой же потенциальный нефтеперерабатывающий завод».