Противостояние музыкантов и Spotify: артисты обеспокоены отсутствием заработка на платформе
Разговоры об избирательном отношении шведской компании Spotify к лейблам и артистам разгорелись с новой силой. Недовольные стороны заявляют, что сервис сам решает, кто из исполнителей может заработать, а кто — нет.
Известный рок-музыкант Нил Янг недавно потребовал убрать всю свою музыку с площадки. Причиной он назвал публикацию актёром и спортивным комментатором Джо Роганом дезинформации о COVID-19. Множество других музыкантов поддержали Янга. В итоге стало ясно, что причина гораздо глубже: артист просто недоволен политикой и экономикой Spotify, сообщил сайт RB.ru.
Музыкальный онлайн-сервис давно стал гигантом индустрии. Spotify в 2006 году основал шведский предприниматель Дэниел Эк. В то время музыку слушали одним из трёх способов: покупали альбомы за 10 – 15 долларов каждый, отдельны трек в цифровом виде за доллар, или же вообще не платили, скачивая пиратский контент. Наиболее популярным был последний вариант, что стало угрозой для индустрии звукозаписи в целом.
Годовые доходы от продажи музыки рухнули с 22 до 15 миллиардов долларов. По данным Ассоциации звукозаписывающих компаний США, к 2014 году показатель уменьшился до семи миллиардов. Тут появился вариант от Spotify: всю пиратскую музыку стало возможно слушать легально с ежемесячной оплатой, либо бесплатно, но с рекламой.
На данный момент у Spotify 406 миллионов пользователей, 180 из которых регулярно платят. Компании принадлежит 20 процентов доходов от продаж музыкальных записей во всём мире, а это больше, чем у Apple или Amazon. В Spotify есть своя система выплат правообладателям, которая составляет примерно 67 процентов от доходов. Однако артисты остались без поддержки и в 2021 году потребовали полной экономической прозрачности.
В 2020 году число исполнителей, которые получали за свои записи более 50 тысяч долларов, составляло всего 13 тысяч человек из восьми миллионов музыкантов. Размещаясь на радио, как правило, артисты делят пополам с лейблами авторские отчисления. При потоковом вещании суммы зависят от конкретных соглашений. Kanye West однажды заявил, что получает от 14 до 25 процентов доходов его лейбла, показав соответствующие документы. Есть и те музыканты, которые вообще ничего не зарабатывают на этой платформе.
Бывший руководитель Spotify Джим Андерсон заявил, что сервис создали для решения проблемы пиратства в музыкальной индустрии, а не для оплаты творчества музыкантам. А ведь такая позиция компании фактически привела к противостоянию между музыкальной платформой и артистами.
По мнению экспертов, Spotify может решить проблему выплат музыкантам разными способами. Например, можно увеличить размер роялти, нарастив долю доходов, которую буду возвращать правообладателям. Вместо разных договорённостей с лейблами можно ввести фиксированную ставку выплат. Есть и вариант перехода на новую систему, чтобы музыкантам платили компенсацию, учитывая общее количество прослушиваний.