Психобот в помощь: поможет ли консультация в смартфоне выйти из депрессии
С конца февраля 2022 года граждане России стали чаще жаловаться на тревожность и неконтролируемую агрессию. Это привело к росту обращений за помощью к психологам.
Такой всплеск довольно быстро обозначил проблему. Оказалось, что в стране явно не хватает квалифицированных психологов и психоаналитиков. Кроме того, действительно хороший психолог попросту далеко не всем по карману, сообщил Forbes.
Довольно эффективное решение предложила IT-сфера. К услугам страждущих сейчас онлайн-терапия. Одной из её составляющих являются чат-боты. Например, весьма популярен Woebot Health. Открыв приложение, люди, страдающие от одиночества, страха, тревоги или стресса, могут начать диалог с виртуальным собеседником. Его ответы, построенные на основах поведенческой психотерапии, помогают справиться с беспокойством.
Многие уже успели по достоинству оценить такое умение искусственного интеллекта. Дешевизна, простота в использовании и круглосуточная доступность — вот главные причины, почему люди всё чаще предпочитают получать психологическую помощь именно через чат-боты.
Кстати, воспользоваться ими можно не только через приложения, но и через социальные сети и мессенджеры. Недавно заработал проект международной команды психологов и разработчиков Faino, запустившийся в Telegram. Принцип работы прост: бот задает несколько вопросов, чтобы подобрать подходящие пользователю техники для снижения стресса. После этого сервис предлагает выполнить вместе с ним несколько упражнений. По словам создателей, если одна техника не помогает, бот предлагает другую, поскольку в работе со стрессом важны не только сами техники, но и порядок их выполнения.
Но не всё так просто, как кажется. Изрядное количество пользователей не удовлетворены работой таких виртуальных психологов. Эксперты считают это неизбежным. При всех достоинствах искусственного интеллекта работа в такой тонкой сфере, как психология, требует присутствия и чисто человеческого фактора.
Бот – это пока лишь вспомогательное средство. Лучше дополнять им переписку с живым специалистом в отдельном чате. Хватит ли этого для оказания полноценной помощи – на сегодня неизвестно, но оптимисты уверены, что да. Скептики же вполне логично возражают, что переписываясь с клиентом психолог видит только текст, по которому сложно считать очень много дополнительной эмоциональной информации, которая необходима для полноценной работы. А получить такую информацию можно только при непосредственно общении тет-а-тет.
Есть ещё и сугубо российский нюанс. Психологическая деятельность в стране пока никак законодательно не контролируется. Велика опасность, что такого рода чат-боты могут создаваться непрофессионалами, что может лишь навредить пользователям. Поэтому в этой сфере предстоит ещё очень много работы, не только профильной, но и юридической.