Развитие ДМС в России стоит на месте: эксперт предложил необходимые изменения
ДМС обеспечивает получение гражданином дополнительных медицинских услуг за счёт страховой компании. Система далеко не идеальна, но её можно изменить. Об этом в беседе с «РБК Pro» рассказал Борис Городецкий из IT-компании «Медиката».
Огромное количество компаний добавляет в свой соцпакет ДМС, ведь это даёт преимущество на рынке труда и повышает эффективность работников. Заболевший сотрудник не будет тратить половину дня в очереди за талоном в государственной больнице, а спокойно пройдёт обследование в частной клинике.
Страховые компании оперативно отвечают на запросы и запускают телемедицину, предлагая относительно недорогие программы с сокращённым покрытием. Хоть некоторые организации и пытаются сократить бюджеты на соцпакеты, они всё равно остаются клиентами страховщиков. Доля юридических лиц в общем числе взносов превышает 82 процента.
Главное отличие между программами ДМС — полнота покрытия. Чем больше услуг, тем дороже полис. В базовое покрытие как правило входит первичный осмотр у терапевта и амбулаторное лечение. Эта программа покроет диагностику и основные исследования: анализ крови, УЗИ и рентген. Госпитализация возможна только в экстренных случаях.
Расширенное покрытие включает в себя все пункты базового пакета, плюс экстренную стоматологию, частную скорую помощь и расширенный спектр анализов. Также будут доступны приёмы у аллерголога, дерматолога и маммолога. Иногда расширенный пакет включает в себя посещение психотерапевта и физиопроцедуры. Лечение проводится только в частных клиниках.
Полное покрытие добавляет в себя лечение в дорогих учреждениях. Клиент может отслеживать беременность, получает возможность делать МРТ и другие дорогие обследования, а также сможет обратиться к стоматологу за имплантацией. Дополнительно полное покрытие позволяет добавить в страховку одного из родственников.
На этом все преимущества ДМС заканчиваются, и нововведений не планируется. Проблемой ДМС в России стали действия пациентов, которые зачастую пропускают процедуры или вовсе не реагируют на назначения. Это вредит всем. Качество медицинской помощи планомерно снижается, как и маржинальность ДМС.
У страховых компаний отсутствует статистика заболеваний застрахованных лиц и понять эффективность лечения становится невозможным. К тому же, при расчёте стоимости покрытий не используется Big Data и не производится аналитика назначений. Без этого рынок не может вырасти. Ему необходимы новые сервисы и продукты, а также внедрение IT-решений, добавил эксперт.
Городецкий уверен, что эту проблему можно решить. Необходимо добавить в ДМС лекарственное страхование — услугу, по которой в страховку будет входить оплата назначенных препаратов. Таким образом, сотрудники не будут экономить на предписанных лекарствах, уровень лечения вырастет, а инвестиции работодателя оправдают себя. К тому же, страховщики смогут анализировать лечение и получат новую услугу, которая выделит их на рынке.
Пример нужно брать с США. В этой стране долгие годы нельзя получить рецептурное лекарство без страховки. Для этого создана система Surescripts, которая предоставляет 80 процентов страхования, объединяя на одной платформе всех: пациента, клинику, аптеку и страховщика. Заболевший получает электронный рецепт, который тут же загружается на платформу, после чего человек идёт в аптеку и получает нужное лекарство. Платит он за него полностью или частично, зависит уже от формы страховки и самого препарата. В итоге все данные собираются в одном месте, что даёт возможность отслеживать действия больного. Такая система расширяет аналитические возможности и позволяет понять, как именно нужно оптимизировать затраты.
В России же статистика собирается руками, а оплата лекарств производится постфактум. Это неудобно со всех точек зрения. Сложный биллинг осложняет обмен информацией и тормозит развитие лекарственного страхования. Радостным событием можно считать только недавно появившуюся платформу электронных рецептов, которая планомерно вводится во всех медучреждениях, резюмировал Городецкий.