Развитие современной академической музыки в России пробуксовывает. Спасти отрасль – можно: мнение композитора
В России есть интересные композиторы, даже если власть пока этого не видит. Пианист и композитор Алексей Хевелев из Ростова развивает проекты для тех, кто создаёт музыку.
В последнее время государство выразило интерес к новым культурным тенденциям в России. К примеру, появился проект «Созидатели Юга 2021: лидеры культурных индустрий». Сфера деятельности ростовского пианиста и композитора Алексея Хевелева – современная академическая музыка. Ростовская область стала родиной многих талантов, в разных музыкальных жанрах. Но реализоваться им удалось в основном за пределами Ростова. Об этом рассказал сайт Expert.ru.
Алексей Хвелев считает очень важным развитие детского творчества. Это возможность для ребёнка реализовать свою любовь к музыке, свой талант, стать музыкантом высокого уровня. Важно и оказывать поддержку ребятам с особенностями здоровья, ведь они ничуть не менее талантливы, просто у них зачастую меньше возможностей развиваться.
В целом, академическая музыка является сложной нишей. Особенно в Ростовском регионе, который больше сконцентрирован на бизнесе. Здесь, конечно, случаются важные культурные мероприятия, которые проводят филармония, консерватория, музыкальный театр. Но, к сожалению, такая музыка не собирает много зрителей.
Мало кто хорошо разбирается в современной академической музыке. А когда что-то не понимаешь, это может вызывать отторжение. Некоторые не верят в создание академических произведений детьми. Есть иллюзия, что это будет уровень детских ДК. Изначально ребята действительно придумывают самые простые мелодии. Но они невероятно быстро развиваются. И в десять лет многие способны создать музыку уровня серьёзных взрослых композиторов, вкладывающих в своё творчество смысл и глубокие рассуждения.
По словам Хевелева, если из 35 детей на конкурсе молодых композиторов трое свяжут с музыкой всю свою жизнь, это будет настоящим достижением. А для этого занятия по композиции должны проводиться не только в рамках дополнительного образования, но и в школах, колледжах. А пока в ростовской консерватории даже нет большого хорошего концертного зала.
Пандемия очень сильно ударила по всей музыкальной индустрии и по композиторам. Тем более, сложно строить прогнозы в этой ситуации. Многие ранее выступали в Европе, Соединённых Штатах, Японии и жили на деньги с этих концертов. В одночасье оказались закрыты залы, никто не играл для публики.
Однако нельзя не заметить: новым трендом стал онлайн-формат и проведение трансляций. Индустрия будет далее меняться в интернет-направлении. Многие относятся к этому скептически. Но, с другой стороны, людям всегда приходилось идти на эксперименты, чтобы удержать поклонников творчества. И не только следовать трендам, но и быть на шаг впереди.
В целом, господдержка отрасли существует. Выделяются гранты, индивидуальные в том числе. Но выигранные деньги зачастую приходится тратить на еду, а не на развитие. И это недопустимо. По словам Алексея Хевелева, в стране бывают случаи, когда ребёнок занимается, будучи голодным. А знает об этом только руководитель.
И нужна не помощь единиц, а целая система. К примеру, есть фонд Владимира Спивакова. Под всемирно известную фамилию всегда находятся деньги, и любое участие детей полностью оплачивается. Благодаря Фонду, дети из ростовского колледжа консерватории в 2020 году получили возможность играть на крупнейших площадках Москвы. И от ребят исходит искренняя благодарность, а это самое главное.