Реформатор искусства: со дня рождения Сергея Дягилева исполнилось 150 лет
Полтора столетия прошло с момента рождения великого реформатора и культурного героя европейского искусства – Сергея Павловича Дягилева. Он родился в деревне Селищи Новгородской губернии 31 марта 1872 года.
Дягилеву удалось изменить творчество, создав новые и уникальные формы искусства. К тому же, Сергей Павлович дал мощный толчок в развитии мирового балета, сообщил «Коммерсант».
Трудно найти деятеля, который оказал бы на искусство столь большое влияние. Многие российские и европейские художники неразрывно связаны с фигурой Дягилева. Среди них Бенуа, Серов, Коровин, Пикассо, Грис, Утрилло и многие другие. Помимо деятелей искусства можно назвать и немало чиновников, князей, звёзд, которые верили в его безумные авантюры. В итоге, вместе с Сергеем Павловичем они смогли изменить культурную жизнь Европы первой трети ХХ века.
У Дягилева было отменное умение находить и раскрывать таланты, независимо от их вида деятельности. Он мог раскрыть дарование человека, когда сам индивид ещё даже не понял, что обладает чем-то удивительным. Сергей Павлович никогда не обращал внимания на средство достижения своих целей. Он мог соврать, дать невыполнимое обещание или влезть в большие долги. Иногда во благо цели он мог даже пойти на предательство друзей и дружбу с врагами.
Дягилев мог измотать любого деятеля искусства, так как заставлял всех трудиться без отдыха. Однако все подчинялись ему в полной мере, потому что Сергей Павлович умел завораживать. Для многих период работы с ним был самым плодотворным в жизни.
Например, в XIX веке Дягилев привёз в Петербург из Стокгольма живописные картины и показал русским художникам, как должна выглядеть «северная страна». Затем лично организовывал выставку портретов русских художников, на которой собрал более шести тысяч экспонатов. После этого он устроил серию выставок русского искусства в странах Европы. Им были представлены иконы, живопись, симфоническая музыка, опера и скульптуры. Наконец, 1909‑й год стал началом 20-летнего триумфа главной в истории балета мировой антрепризы – «Русские сезоны».
Однако сам Сергей Павлович к концу своей карьеры не хотел подобной судьбы. Сначала он успешно шёл по государственной службе в области искусства. Потом не вписался в систему государственного механизма. Сказалась ссора с директором императорских театров Сергеем Волконским. Даже император Николай II в той ситуации был удивлён законам, но сделать уже ничего не смог. Дягилев был выдворен на мировую арену, но это помогло ему стать только известнее.