
России дали 10 лет. Для нефтяной экономики запущен «обратный отсчет»

Ужесточение европейской политики в отношении использования углеродного топлива кардинально изменит рынок нефти и отразится на экспортном потенциале России. Такое мнение журналистам высказал вице-президент по стратегическому развитию «Лукойла» Леонид Федун.
Комментируя введение углеродного налога в ЕС, он признал, что пока поводов для беспокойства нет, так как новый налог коснётся в основном производителей металлургической продукции и удобрений.
«Но нехорошая новость заключается в том, что через 10 лет европейский энергетический рынок в том виде, в котором он сейчас существует, начнет исчезать. То есть поставленные задачи к 2035 году выйти на нулевые выбросы от автотранспорта, резко сократить выбросы по самолетам и судам приведут к тому, что Европа не будет импортировать то количество нефти, дизельного топлива и бензина, которые в настоящий момент она импортирует», – считает он.
По мнению Федуна, фактически российским компаниям придется искать новые рынки сбыта. Европа постепенно начнет «сжиматься».
По данным Eurostat, в 2019 году Россия поставляла в Европу почти 27% всей необходимой там нефти. В 2011 году этот показатель составлял 35%.
«Поэтому у России есть примерно 10 лет на перестройку своих экспортных энергетических потоков, которую уже необходимо сделать сейчас», – уверен Федун.
Основным рынком, куда придется переориентировать поставки нефти, будет Азия. Если Европа сокращает потребление угля, то в таких странах, как Индонезия, Пакистан, Индия, Вьетнам, Малайзия оно нарастает. Впрочем, Китай, второй по величине крупнейший потребитель нефти в мире, также по крайней мере декларирует сокращение выбросов СО2. Потому возможно, что с 2030 года Пекин, скорее всего, тоже ведет карбоновый налог для поставщиков топлива.
Вице-президент Лукойла напомнил, что в Европе в 2020 году каждый пятый проданный автомобиль был на гибридном двигателе. Процесс будет только расширяться.
«Очень жёсткие стандарты вводятся по выбросам – если не ошибаюсь, 47 грамм на 100 км, это практически запретительная мера, это полтора-два литра расхода всего на 100 км, что невозможно», – отметил Федун.
Европеская политика по вытеснению углеродного топлива приведёт к росту потребления водородного аналога. Возникнет необходимость в системе водородных заправок. И в перспективе именно водород начнет вытеснять привычное топливо.
Ранее Еврокомиссия предложила глобальный план действий для полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году, что потребует полной перестройки экономики Евросоюза. Все это выльется в климатические таможенные пошлины на импорт в ЕС железа и стали, в том числе труб и рельсов, алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии.
Согласно плану, с 2023 по 2025 годы будет действовать переходный период. Платить таможенные пошлины компании начнут только с 2026 года, когда механизм трансграничного углеродного регулирования окончательно вступит в силу.