Секретное досье Uber: как крупный агрегатор такси продвигался на мировой рынок
Uber оказался в центре очередного скандала. Расследование, проведённое международными экспертами и основанное на 120 тысячах внутренних документов, обнажило неприятные факты.
Международные издания опубликовали статьи, в которых разоблачали деятельность крупнейшего в мире агрегатора такси. В расследовании принимали участие 180 журналистов из 40 изданий. В их руках оказались документы, которые относятся к периоду деятельности компании с 2013-го по 2017‑й год. Это было время выхода бизнеса на мировые рынки. Тогда во главе находился харизматичный Трэвис Каланик, сообщил Forbes.
Журналистам пришлось изучить множество документов, среди которых была переписка в мессенджерах, письма, презентации и многое другое. В результате стало понятно, что экспансия на зарубежные рынки не всегда проводилась по закону. Самого Каланика обвиняли в шпионаже, нечестной конкуренции, нарушении патентного права и сексуальных домогательствах, что вынудило его покинуть свой пост в 2017‑м году.
Главы государств, как бывшие, так и действующие, щедро делились с представителями Uber советами и не только. Огромным скандалом была новость о роли президента Франции Эммануэля Макрона в выходе агрегатора на французский рынок. В то время он был премьер-министром и активно переписывался с Калаником, лоббируя его интересы.
Будучи мэром Гамбурга, Олаф Шольц отверг притязания лоббистов Uber и настоял на установлении минимальной зарплаты для водителей. Во время проведения международного форума в Давосе в 2016 году Каланик с менеджерами агрессивно продвигали интересы компании через влиятельных гостей. В России, Италии и Германии им даже предлагали долю в бизнесе. Олигархи, телекоммуникационные магнаты и другие люди, занимавшие высокие посты, вкладывали в Uber деньги.
Россию рассматривали как очень важный рынок. В начале 2015 года руководство компании составило список миллиардеров, которые могли бы способствовать продвижению. Туда вошли Алишер Усманов, вложивший в компанию 20 миллионов долларов, а также Михаил Фридман и Пётр Авен, которые вложили в десять раз больше.
Роман Абрамович был не столь щедрым, зато помог консультацией. В список полезных для Uber людей также попали Герман Греф и Сергей Собянин. Для компании получить таких союзников было сродни крупному выигрышу в лотерею. В России она наняла своего лоббиста – представителя Альфа-банка Владимира Сенина. Но его компетенции поставил под вопрос другой менеджер российского подразделения – Марат Муртазин. В итоге контракт с Сениным приостановили.
С уходом с поста Каланика компания заключила договор с «Яндексом», а начиная с 2021 года стала сворачивать деятельность. По мнению Washington Post, Россия оказалась менеджерам Uber не по зубам.
Ещё журналисты нашли доказательства нарушения прав водителей, которых подвергали опасности и при этом не думали защищать. Постоянно растущая комиссия вынуждала их больше работать. Из расследования стало очевидно, что насилие над водителями в Uber использовали как PR. Сегодня же в компании уверяют, что она обновилась и покончила с прошлым.