
Сервис для жалоб на непотребство в интернете предложили создать в России

При Правительстве России предложили создать специальный комитет по контролю сетевого пространства. По замыслу авторов инициативы, в этот комитет пользователи смогут сообщать о противоправной – с их точки зрения – информации, размещённой в Сети. Об инициативе рассказала член Комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Екатерина Мизулина.
Как указала «Парламентская газета» со ссылкой на мнение Мизулиной, в России постепенно формируют механизм общественного контроля интернет-контента. За «чистотой» интернет-пространства следят общественные организации, волонтёры, а также рядовые пользователи. При этом им явно не хватает понятного практического инструментария, чтобы сообщить о нарушающем законы или общепринятые нормы контенте. В том числе потому, что на разные угрозы уполномочены реагировать разные ведомства: что-то является предметом профессионального интереса МВД, что-то – Следственного комитета, а кроме этого Роспотребнадзора, Роскомнадзора.
«Если бы в России существовал сервис, реализованный, например, в виде простого и понятного приложения, куда любой человек мог бы направить подозрительную ссылку, а ведомство по профилю её рассмотрело, то работа строилась бы эффективнее», — заявила Мизулина.
По её словам, в том же Китае есть прозрачные и понятные механизмы, позволяющие оперативно реагировать на запрещённую информацию. Там просто создают общественные комитеты прямо на популярных интернет-платформах. В России же до сих пор проводят тщательную и долгую проверку по каждой подозрительный ссылке, эксперты принимают решение по каждому случаю, и только потом может быть принято решение о блокировке нежелательного контента. Злоумышленники тем временем просто создают так называемые «зеркала», которые содержат тот же контент, но уже по другому интернет-адресу. Это значит, что формально снова нужно устраивать проверку, назначать экспертизу и так до бесконечности.
На неприемлемый контент пользователи Рунета могут пожаловаться администрации ресурса. Далее сигнал должен поверить модератор и принять решение: является ли контент нежелательным или просто спорным, законным или нет. В крайнем случае, администрация ресурса может отправить спорное содержимое на проверку в Роскомнадзор.
Как отметил экс-советник президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко, при таком механизме реагирования на жалобы процесс принятия решения остаётся непрозрачным. По мнению эксперта, кнопка «пожаловаться» есть на многих ресурсах, а вот как администрация рассматривает эту жалобу – остаётся неясным. При этом сомнительный контент рассматривает как автоматическая система фильтрации, так и штат модераторов. Автоматикой могут похвастать. например, «Яндекс» или Mail.Ru. Следовательно, по мнению Клименко, нужно не новый сервис создавать, а развивать уже существующие механизмы обратной связи.