Шеринг в России набирает популярность: граждане активно делятся бесплатными товарами
В октябре 2021 года число объявлений с пометкой «даром» увеличилось на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Если в России шеринг стал популярен совсем недавно, то на Западе он давно является одним из главных трендов, сообщила пресс-служба Avito.ru.
Аналитики определили десятку населённых пунктов, в которых шеринговые услуги пользуются наибольшей популярностью. Астрахань, Красноярск, Сочи, Ижевск, Самара, Краснодар, Кемерово, Тольятти и Уфа стали одними из самых «добрых» городов страны. Лидерство в этом направлении поделили Тюмень и Астрахань, где количество объявлений о вещах даром выросло на 62 процента.
На третьем месте оказался Красноярск, чьё население тоже заинтересовано в осознанном потреблении и взаимообмене. А вот жители Москвы и Санкт-Петербурга не так добры и щедры: они вообще не вошли в десятку альтруистов. Однако в столице на 73 процента выросло число безвозмездных предложений на товары для охоты и рыбалки.
Пользователи, отдавая вещи даром, полагают, что таким образом они проявляют заботу об экологии и сохранении ресурсов. Да и просто это стало удобным в ситуации пандемии и кризиса, ведь теперь можно получить необходимую бесплатную вещь с доставкой из любого региона страны.
Наибольшей популярностью пользуется категория товаров для дачи и дома, которые стали предлагать на 34 процента чаще. Это предметы кухонного быта, товары для ремонта, бытовая техника, мебель и растения. Товары из категории «Отдых и хобби» также популярны. Граждане России часто обмениваются спортивным оборудованием, книгами, игрушками для детей и часами. На 22 процента чаще стали отдавать даром и животных: собак, кошек и всевозможные товары для них.
Несмотря на популярность бесплатных товаров из рук в руки, шеринговая индустрия показала свою уязвимость. Масштаб произведенной Airbnb и Uber революции в мире, а также их глубокое проникновение в нашу жизнь, не принесли им финансового успеха. Импульсом для развития шеринг-индустрии стал кризис 2008 года. Именно после него появились всевозможные шеринговые сервисы.
После более десяти лет своего существования подавляющее большинство шеринговых компаний так и не смогли стать прибыльными. Успешно наладив систему заказов и платежей, шеринг-индустрия пока не сумела справиться с проблемами, связанными с финансовыми, юридическими и регуляторными рисками. Одной из немногих компаний в секторе, сумевших приблизиться к реальной прибыли, стала американская фирма Lyft.
Ещё одной проблемой стала необходимость освоения новых рынков. Попытки их завоевания постоянно встречают сопротивление и инерцию, преодоление которых требует немалых инвестиций в сложный маркетинг, рекламу и работу с клиентами. Стартующей компании довольно сложно предусмотреть и рассчитать все эти затраты, поэтому адаптация происходит непосредственно в процессе работы. Это повышает риск надолго увязнуть в убыточной для бизнеса ситуации.
Несмотря на все проблемы, запрос на шеринговую модель сохраняется, особенно у молодежи. Новое поколение больше заботит мобильность, экономия и экология, чем стремление получить что-то в собственность. Оно предпочитает арендовать, а не покупать.