Шведский бренд автомобилей Saab готов к новой странице в своей истории - InVoice Media
Close

Шведский бренд автомобилей Saab готов к новой странице в своей истории

07 октября в 16:40

Шведский бренд Saab не зря считают одной из самых интересных марок автомобилей в истории. Нестандартный дизайн и высокое качество встречается редко, но это сочетание в своё время нашло своего покупателя.

Газета The Los Angeles Times описала водителей Saab как интеллектуалов, у которых в жизни всё наперекосяк. Этому соответствует и статистика: шведский бренд выбирали интеллигенты из среднего класса. Тем более странной выглядит судьба компании, которая развалилась в 2011 году, сообщил «РБК Pro».

Бренд Saab был зарегистрирован в 1937 году в Тролльхеттане по инициативе властей. Изначально компания производила авиатехнику: Европа готовилась к войне, а Швеция нуждалась в укреплении собственного военно-​воздушного флота. Но к концу Второй мировой фирма начала диверсифицироваться и выделила 200 тысяч шведских крон на разработку первого легкового автомобиля под грифом «Проект 92», который превратился в Saab 92 в 1949 году.

Дебютное авто отличалось от всех других на рынке, потому что дизайнер Сикстен Сасон опирался на свой авиаконструкторский опыт. Кузов машины имел необычную обтекаемую форму, что давало низкий коэффициент аэродинамического сопротивления и компенсировало скромный по мощности двигатель. Saab 92 сразу стали называть странным и инновационным. Одной из странностей было отсутствие навыков вождения у 14 разработчиков из 16.

Постепенно продукты компании совершенствовались, а модель Saab 96 стала любимым авто великого гонщика Эрика Карлссона, которого прозвали «мистер Сааб» за преданность марке, на которой он выиграл множество ралли. В 1968 году компания провела слияние с производителем грузовиков Scania-​Vabis, что увеличило производственные мощности и позволило пережить кризис 70‑х. А в 1977 вышел в свет главных хит – Saab 900, который стал первым авто с турбонаддувом и лицом фирмы на десятилетие. Модель пользовалась популярностью в Великобритании и США, а покупателями чаще всего были интеллигенты, которым нужно качество, но претит всё массовое.

Издание Fortune так описывало клиентов Saab: «Бывшие хиппи, которые разбогатели, но сохранили дух бунтарства и проявляют себя как упрямые покупатели». Одним из главных слоганов компании стали слова: «Мы делаем настолько комфортную машину, чтобы сделать Вас умелым водителем».

Ключевым фактором краха компании стала клиентская база и качество продукта: владельцев отличало трепетное отношение к машинам, которые они просто-​напросто не хотели обновлять, ездив на них много лет. Продажи в США за 1985 год составили всего 33 тысячи автомобилей, да и общие объёмы были невелики. Максимальный показатель в эти годы составил 134 тысячи выпущенных моделей, а затем продажи начали стремительно падать.

В 1985 году фирма выпустила свой первый бизнес-​класс Saab 90000, который был создан совместно с Fiat, но успеха модель не принесла. В конце 90‑х убытки компании превысили 800 миллионов долларов, но компанию спасли. Американская General Motors приобрела 50 процентов Saab и начала строить на неё большие планы: планировалось повысить объём производства до 250 тысяч машин в год, заменив Saab 900 на новые модели.

Но проблемы начались сразу, так как General Motors стал навязывать исключительно своё видение стратегии. В 1994 году обновлённая Saab 900 была построена на устаревшей платформе, как у Opel Vectra, поэтому сильно уступала по комфорту своим предшественникам. На фоне ожиданий фанатов, модель начала отлично продаваться, но после того, как они осознали качество покупки, разгромные отзывы в прессе увели компанию в минус.

Шведско-​американский союз продолжил существовать без какого-​либо успеха, а в 2008 фактически был убит. Убытки General Motors, у которого среди неудачных активов был не только Saab, составили 38 миллиардов долларов. Затем из-​за мирового кризиса продажи концерна упали на 45 процентов и компания решила избавиться от неликвидных шведов.

Далее Saab начали покупать все, кому не лень, но ничего не получалось. В 2012 году Saab снова перешел в руки новых владельцев – азиатского консорциума NEVS, который через два года объявил о банкротстве, а шведы отозвали лицензию и поставили точку в истории бренда.

В августе 2021 года поползли слухи о желании Xiaomi возродить фирму. Зная о тщательном подходе китайцев к своей продукции, можно надеяться, что этот союз вернёт на дороги автомобили, в которые были по-​настоящему влюблены многие.

Похожие новости
Энергетический Перл-​Харбор: как арабские шейхи обвалили фондовый рынок США
21 сентября в 08:00

Энергетический Перл-​Харбор: как арабские шейхи обвалили фондовый рынок США

Над мировым энергетическим рынком нависла угроза кризиса. Многие эксперты проводят параллель между сегодняшними событиями и непростым для США 1973 годом.

Под знаком копирайта: как в мире идёт борьба за авторские права
14 сентября в 16:39

Под знаком копирайта: как в мире идёт борьба за авторские права

Женевская Конвенция об авторских правах была принята ещё 70 лет назад. Это один из главных регулирующих документов, который определяет международные отношения в этой области.

Больно всем: когда восстановится взаимная торговля России с Европой
25 августа в 13:00

Больно всем: когда восстановится взаимная торговля России с Европой

После февраля 2022 года объём немецкого экспорта в Россию сократился более чем наполовину. Статистка показывает отрицательную динамику и не оставляет надежд на восстановление торговли.

Восточная экзотика: есть ли перспектива у гонконгских акций в России
04 августа в 15:33

Восточная экзотика: есть ли перспектива у гонконгских акций в России

В конце июня на СПБ Бирже начали торговать гонконгскими акциями. В июле тренд подхватили российские брокеры.

Несбывшиеся мечты: какие амбициозные автопроекты так и не увидели свет
22 июля в 17:01

Несбывшиеся мечты: какие амбициозные автопроекты так и не увидели свет

Обычно между началом разработки автомобиля и его выпуском проходит довольно много времени. Это сопряжено с огромными затратами. Дизайнерам и инженерам приходится заглядывать в будущее.

Гонконг открывает двери: какие новые инструменты появились у инвесторов
22 июля в 15:02

Гонконг открывает двери: какие новые инструменты появились у инвесторов

Российская СПБ Биржа начала торги акциями 12 компаний, которые провели IPO на Гонконгской бирже. С 15 июля 2022 года три инвестиционные компании заявили о допуске к этим бумагам.

Player cover
Player cover

Плейлист

Ваш плейлист пуст

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.