Смыслы возвращаются: что означает массовый исход из России современных культурных деятелей - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Смыслы возвращаются: что означает массовый исход из России современных культурных деятелей

30 марта в 07:21

После начала спецоперации на Украине Россию покинули многие деятели культуры. Однако свято место пусто не бывает. В театрах меняют репертуар, приглашая других режиссёров, актёров и музыкантов.

Российская публика в массе даже рада и не скорбит по утрате. На это у неё есть серьёзные причины. В последние годы большинство покинувших страну деятелей культуры делало всё, чтобы стабильно разочаровывать зрителей, сообщил сайт Expert.ru.

Главного редактора журнала «Театр» Марину Давыдову провожали без слёз, когда она постановочно покидала Россию, захлопывая дверцу машины с номерами литовского посольства. Без явной печали проводили за границу и главреда журнала «Искусство кино» Антона Долина. Публике не пришлась по душе трансформация любимого издания о кино в справочник квир-​повестки. В отпуск отправился Иван Ургант, оставив свою именную программу. Демонстративно закрыла свою программу и Ксения Собчак. Странным образом совпали отпуска также у Андрея Макаревича и Максима Галкина.

События, начавшиеся 24 февраля 2022 года, разделили культурный VIP-​мир на два лагеря: людей, которые разделяют судьбу своего народа, как некогда Александр Блок и Анна Ахматова, и творцов, желающих побыстрее уехать. Однако многие оставшиеся наверняка и дальше будут объяснять стране, какая она ужасная. Причём, делать это они будут за государственные деньги, в чём и состоит парадокс.

Сегодня для культуры наступил момент истины и начало очищения от антинациональной либерализации. По словам президента фонда «Русский текст» Даниэля Орлова, в последние десятилетия литературные премии в основном получали авторы, следовавшие либеральной повестке. Выбирая сторону своей страны, наконец-​то мы возвращаем смыслы в подлинную культуру, добавил он.

Ещё в конце 1980‑х годов Россия приобрела глубокую вторичность, подаваемую как прорыв к европейской цивилизации. На протяжении трёх десятков лет российского зрителя и читателя заставляли выявлять у себя травмы, якобы нанесённые родителями, и учили, как предъявлять им претензии. Великая победа утрачивала высокую значимость в мире нового гуманизма.

Людей планомерно учили восхищаться маргиналами разных направлений и речами Греты Тунберг. В результате мир превратился в абстракцию, которую для удобства называли аббревиатурами вроде ЛГБТ и BLM. А вот великую и эмоционально сложную русскую культуру буквально загнали «под плинтус». Сегодня этот порочный круг разорван. И хоть пока неясно, как быть дальше, многие потребители российской культуры уверены, что наступают хорошие времена для творческих проектов.

На этом пути не исключены и потери. Например, всё чаще во французской печати проскальзывают намерения продать коллекцию Морозовых в Париже в пользу Украины. Печальный опыт с крымской коллекцией заставляет сомневаться в незыблемости Парижской конвенции 1970 года, под охраной которой находятся отечественные культурные ценности. Скорее всего, начнутся проблемы с авторским правом и интеграцией культуры в мировой контекст. Более всего это затронет современную музыку.

Значительно пострадает классика. Из-​за запрета валютных операций в России не смогут выступать мировые звёзды балета, а за рубежом не смогут восхититься новыми российскими проектами. Анна Нетребко не поддержала Украину и в результате отстранена от работы в театрах La Scala и Метрополитен-​опера.

По мнению Даниэля Орлова, не стоит ожидать каких-​то быстрых изменений. Выбирая сторону России в культуре, зритель не выбирает партию и не клянётся в верности действующей власти. Скорее он радуется уходу деятелей, презирающих своих сограждан. Идёт планомерный отказ от всего, что давно вызывает отторжение.

Культура должна вернуться к мировой традиции гуманизма и праву на смыслы. Запад «отменил» нашего Достоевского, но Россия в ответ не станет поступать зеркально с Гёте, Шекспиром или Вагнером. Однако Минобороны России уже обратился к министру культуры Ольге Любимовой с просьбой исключить Владимира Зеленского и Александра Роднянского из отечественной культурной повестки.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.