Соглашение о неразглашении: зачем нужен NDA и как правильно его составить
При работе с подрядчиками очень важно заключать соглашение о неразглашении, или NDA. Без него есть риск, что всю информацию могут получить конкуренты.
Случайно или намеренно, но любое лицо, которое присутствовало при обсуждении бизнес-секрета, может раскрыть его соперникам. В конечном итоге это приведёт к финансовым потерям, сообщил «РБК».
В перечень NDA входят личные данные сотрудников компании, коммерческая тайна и другие секретные данные. Одна из самых больших коммерческих тайн – это рецепт Coca-Cola, который компания хранит в секрете уже более 100 лет.
В России востребованность NDA также растёт, особенно в сфере интеллектуальной собственности. В 2020 году было получено на 32 процента больше исков по нарушению такого соглашения по сравнению с 2018 годом.
NDA делят на два типа. Первый представляет собой одностороннее соглашение, когда одна сторона делится какой-то информацией со второй. Второй тип – это взаимный договор, где обе стороны передают друг другу какие-то конфиденциальные данные. Такое соглашение могут заключать две компании при разработке совместного бизнеса или в процессе слияния.
При создании соглашения компания должна руководствоваться законом «О коммерческой тайне». Во-первых, необходимо дать чёткое определение предмету коммерческой тайны. Далее нужно указать правила обращения c этими сведениями и определить лицо, которое будет следить за соблюдением порядка. В‑третьих, необходимо ограничить доступ к этой тайне. В‑четвёртых, должен вестись учёт всех лиц, у кого этот доступ есть. Далее следует составить NDA и ознакомить с ним контрагентов. И, наконец, необходимо нанести гриф «Коммерческая тайна» на носителе сведений или самом документе, указать обладателя информации и уже потом передать её участникам. Строгой формы и структуры соглашения не существует.
Что будет при нарушении условий NDA? Для работника в таком случае законодательством предусмотрены следующие виды ответственности: увольнение по причине распространения персональных данных, административное взыскание от 500 рублей до тысячи для физлиц и до пяти тысяч для юридических. Также предусмотрена уголовная ответственность, плюс штраф в размере одного миллиона рублей или заработной платы за два года. Виновное лицо в таком случае не сможет занимать некоторые должности или вести бизнес сроком до трёх лет.
Если нарушителем является контрагент, то штрафы значительно выше: до 20 тысяч рублей для физических лиц и до 500 тысяч для юрлиц. Также предусмотрена уголовная ответственность и лишение свободы сроком до трёх лет.