Состав-призрак: почему секретные поезда СССР внушали ужас Пентагону
Боевой железнодорожный ракетный комплекс поражал цели на дистанции 11 тысяч километров, и он был не один. В 91-м на Плесецком полигоне прогремел такой взрыв, что в дальних сёлах повылетали стёкла, а жители на какое-то время потеряли слух. После детонации в небе появился разноцветный облачный гриб. Так военные тестировали устойчивый к ядерному взрыву комплекс «Сдвиг» – супероружие, о котором СССР мечтал с 60-х и получил всего за 10 месяцев до развала, сообщило интернет-издание Lenta.ru.
«Поезд номер ноль» – это комплекс из 12 поездов и 36 пусковых установок, каждая из которых несла 10 ядерных боеголовок по 550 килотонн. Идея боевых поездов родилась в Штатах, а к Первой мировой больше всего бронепоездов выпустила Германия. России пришлось догонять. Но впоследствии отчасти благодаря бронепоездам в Гражданской войне победили большевики. В ходе Великой отечественной эти установки уже сражались с европейскими, а в эру ядерной гонки американцам и СССР пришла идея объединить бронепоезда со стратегическим вооружением.
Разработка железнодорожного комплекса легла на плечи академиков Алексея и Владимира Уткиных. Сразу же встал вопрос, как же перевозить вооружение: ведь ни одно железнодорожное полотно не смогло бы выдержать установку весом в 135 тонн.
Пусковые вагоны пришлось строить в одной сцепке и оснащать восемью колёсами, чтобы равномерно распределить нагрузку. У каждого вагона были выдвижные опоры с гидравликой, которые в боевой позиции автоматически выдвигались и упирались в грунт. Чтобы не убить экипаж, ракеты запускали миномётным способом. Заряд выбрасывал снаряд на 20 метров в небо, а затем в хвостовой части срабатывал мини-двигатель. Ракету кренило вбок, и пламя из сопла уходило в сторону.
Один состав «нулевого поезда» включал 17 вагонов: семь командных и три с пусковыми установками и ракетами, дизельную электростанцию, радиоцентр и цистерны с горючим, а также вагоны-склады, общежития, кухни и столовые. Тянули поезд три тепловоза ДМ62. Каждый имел фильтры и систему вентиляции, чтобы личный состав мог дышать при радиационном заражении. Дежурили в поезде 70 военных, а основная команда несла пост как в подлодке.
Позже для поезда создали ракету Р-23 «Молодец», способную уничтожить целую европейскую страну. Американцы пытались вычислить маршруты поездов со спутников. Но составы успешно маскировались под грузовые и пассажирские поезда, двигались по общим магистралям и меняли места дислокации, за что их окрестили «поездами-призраками».
В середине 80-х Штаты возобновили аналогичный проект с ракетами «Миротворец», мощность которых чуть уступала советским. Однако с распадом Союза проект свернули, а с заключением договора о сокращении стратегических наступательных вооружений значимость «поезда номер ноль» упала. Ракеты «Молодец» ликвидировали, а два состава последнего поезда передали в музеи.