Стоимость Uber превысила 91 миллиард долларов: но инвесторы потеряли интерес к компании
Стоимость Uber приближается к 100 миллиардам долларов, но инвесторы практически потеряли к ней интерес. С момента основания в 2009 году компания остаётся убыточной, несмотря на ожидания акционеров.
Сервис мгновенно стал популярным из-за низких цен на поездки, но эта стратегия угрожает компании большими проблемами. По мере того, как финансовая надёжность революционной бизнес-модели доказывает свою несостоятельность, эпоха роста бизнеса любой ценой подходит к своему логическому концу. Руководство Uber успокаивает инвесторов, обещая исправить ситуацию, но у них похоже нет веры в успешность вложений, сообщил «РБК Pro».
С начала пандемии компания отказалась не только от дорогостоящих экспериментов с беспилотниками и летающими такси, но и продала подразделение, занимающееся электробайками и скутерами. Также на 25 процентов был сокращён штат сотрудников. Логично, что это повлекло за собой рост цен на поездки: компания пытается получить прибыль в период изменений на рынке труда, что разочаровало потребителей. Некогда сверхдешёвые поездки становятся всё дороже.
Рынок же положительно воспринял эти новости. Стоимость акций выросла на 11 процентов, а гендиректор компании Дара Хосровшахи заявил, что финансовый баланс стал гораздо лучше. По мнению руководства, Uber впервые за десятилетие убытков должен выйти в плюс, но скорректированные показатели могут быть обманчивыми.
По своей идее сервис Uber не может быть дорогим. Компания не приобретает автомобили и не нанимает водителей напрямую – это просто платформа, некий брокер, который организует сделки между покупателем и продавцом. Ошибка руководства была в простом просчёте: экономика краткосрочных контрактов потребовала больших затрат, чем планировалось. Uber был уверен, что рынок наводнится услугами по стирке, доставке еды и всевозможными перевозками, а фирмы самостоятельно будут увеличивать клиентскую базу. На это были основания ввиду огромного роста стартапов в этих сегментах.
Реальность оказалось другой. Конкуренция скрутила Uber позвонки: в сфере перевозок пришлось соперничать с Lyft, а доставку еды отлично организовала компания DoorDash. К тому же, сервис не стал рисковать и отказываться от субсидий. В апреле 2021 года руководство заявило, что вынуждено потратить 250 миллионов долларов, чтобы избежать дефицита водителей, который образовался из-за политики компании. Высокая цена на перевозки отпугивает клиентов, а низкая водителей, которые предпочитают найти другую работу.
К тому же Uber не присваивает водителям статус официального сотрудника, так как это негативно влияет на ожидаемую прибыль. Многим работникам важен этот статус, тем более его требуют в некоторых штатах и странах. Например, Калифорния опубликовала законопроект, в рамках которого фрилансеров классифицируют как официальных сотрудников, но Uber отказался причислять своих водителей к полноправным работникам. Великобритания же гарантировала подавшим иск водителям выплату отпускных и минимальную зарплату. В результате только в первом квартале 2021 года компания отчиталась о расходах в 600 миллионов долларов по этим изменениям.
Несмотря на сокращение расходов, в 2020 году Uber показал чистый убыток почти в семь миллиардов долларов. Стоимость акций компании колеблется в районе 45 долларов. С этой отметкой она вышла на биржу ещё в 2019 году.