Стратегии Феникса: как Booking справлялся с кризисами - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Стратегии Феникса: как Booking справлялся с кризисами

13 мая в 15:00

Один из титанов туристического рынка – сервис онлайн-​бронирования Booking Holdings – два раза за свою историю оказывался на грани полного краха. Немногие помнят время, когда компания начинала работать совсем по другой бизнес-​модели.

Акции Booking Holdings когда-​то стоили чуть больше одного доллара, а сегодня её капитализация превышает 90 миллиардов. В сложные времена компанию спасла одна удачная сделка и ряд эффективных стратегических решений, сообщил «РБК Pro».

Неуёмная натура Джея Уокера проявилась ещё в детстве, когда в девять лет он основал собственную газету. А уже к началу 1990‑х он успел создать 20 различных компаний. Свой талант придумывать новые идеи для бизнеса он реализовал, создав в 1994 году исследовательский центр Walker Digital, разрабатывающий патенты для бизнеса.

Тогда же Уокер придумал концепцию для распродажи остатков у ретейлера. Покупатель озвучивает цену, за которую он готов купить товар, а продавец уже соглашается или нет. Опробовать идею удалось на продажах авиабилетов, для чего был создан сайт Priceline.com. Привлечение к съёмкам рекламы знаменитого актёра Уильяма Шетнера сделало сервис узнаваемым и прибыльным. Однако Priceline чуть было не пал жертвой своего успеха. Спрос был слишком высоким, а билетов стало катастрофически не хватать.

К середине 1998 года над бизнесом нависло банкротство. Мудрым решением Уокера стал уход с поста главы компании. Его место занял более опытный управленец Ричард Брэддок, которому удалось быстро поправить положение.

Дела пошли на лад и вскоре был создан сервис WebHouse. Он работал по принципу «назови свою цену», продавая продукты и бензин. Позже были добавлены подразделения по ипотечному кредитованию. В этой области модель оказалась нежизнеспособной и Priceline опять нёс убытки. Поэтому пришлось снова сменить директора и избавиться от убыточных направлений.

Основной вид деятельности – продажу авиабилетов – компания оставила, но дела подкосил теракт 11 сентября 2001 года. Люди стали бояться летать на самолётах. Ситуацию усугубила война в Ираке, а позже главный конкурент – Expedia – усилил свои позиции на рынке, выкупив туристическую компанию Hotwire. От «аукционной» концепции Priceline пришлось отказаться в пользу традиционного формата для ретейла.

Под эту стратегию в 2004 году компания приобрела сайт для бронирования отелей Travelweb, который работал с крупными гостиничными сетями. Это дало возможность найти аудиторию, приоритетами которой были высокое качество и авторитет бренда.

В конце 90‑х годов Priceline и её конкуренты безуспешно стремились закрепиться на рынке Европы. Европейский отельный бизнес работал иначе, отдавая предпочтение некрупным гостиничным сетям и отдельным отелям. Плату с туристов брали при выселении, что было гораздо удобнее. Для американцев время было упущено, поэтому в Priceline.com решили купить лидеров: британский сервис Active Hotels, а позже нидерландскую Booking.

Вскоре начала работать платформа Booking.com с правильной ценовой политикой: отели назначали цены, а платформа брала самую низкую комиссию среди конкурентов – 15 процентов. Стратегия продвижения бизнеса быстро сделала Booking стандартом для всей индустрии. Ряд удачных решений привёл к значительному росту выручки, но тут грянул мировой финансовый кризис 2008 года.

Не обращая внимания на панические настроения рынка, Priceline.com укрепляла свои позиции, поглощая другие сервисы. С 2017 года в компании, которая успела сменить имя на Priceline Group, освоили направление аренды квартир и апартаментов. Но вскоре пришлось столкнуться с серьёзным конкурентом Airbnb, который был более узнаваемым.

В результате было принято решение сменить название на Booking Holdings. Это было логично, поскольку драйвером роста был сервис Booking.com. После этого начался самый благополучный период в истории компании. Однако пандемия оборвала его мгновенно. Люди перестали путешествовать и выручка сократилась вдвое. Пришлось уволить четверть сотрудников по всему миру.

Восстановление началось в 2021 году, но шло оно слишком медленно. Тогда компания приняла новую стратегию, благодаря которой был создан сервис «бесшовных путешествий». Платформа вышла за рамки бронирования только отелей и решила продолжить практику слияния и поглощения. Так, компания приобрела сайт бронирования гостиничных номеров Getaroom, а позже и платформу для поиска авиабилетов ETraveli Group.

Похожие новости
Player cover

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.