Сжижать по-своему: какое будущее у российского СПГ
Французскую Total и российский «НоваТЭК» связывают длительные партнёрские отношения в области развития СПГ. Доля Total в проекте «Ямал СПГ» составляет 20 процентов.
В феврале 2022 года было запланировано расширить партнёрство с французами. Из-за европейских санкций Total приостановили совместную работу, хотя о планах продажи доли в «НоваТЭК» речи пока не идёт, сообщил сайт Expert.ru.
Свою позицию руководство Total сформулировало изящно: отказ от миноритарных пакетов в России приведёт к обогащению российских инвесторов, а это противоречит целям санкций. Также Total не собирается отказываться от поставок согласно контракту с «Ямал СПГ», пока Европе нужен российский газ.
То же самое не торопится делать и японская Japan Arctic, владеющая 10‑ю процентами проекта «Арктик СПГ‑2». Согласно недавнему заявлению премьера Фумио Кисиды, японские компании продолжат участие в проекте «Сахалин‑2». Среди других участников «Арктик СПГ‑2» вне санкций оказались китайские нефтяные компании CNPC и CNOOC, которым принадлежит по 10 процентов. Оставшиеся 60 принадлежат «НоваТЭКу».
Несмотря на сокращение финансовых возможностей ямальского СПГ-проекта, он может быть реализован, хоть и не в полном объёме. Вопрос в другом: необходимо срочно отладить технологию крупнотоннажного сжижения и начать строительство новых СПГ-заводов. Причём использовать при этом силы собственных инжиниринговых компаний и отечественное оборудование.
Пять лет назад «НоваТЭК» приняла стратегию развития, согласно которой к 2030 году было запланировано производить 55‒60 миллионов тонн СПГ в год. Но санкции стали причиной дополнительных проблем. Например, запрет на заход в порты Европы и её отказ покупать российский газ. Это неприятно, но и не смертельно из-за растущего спроса в Азии.
А вот вопрос финансирования куда сложнее, поскольку в списке участников есть европейские финансовые институты. Несмотря на договоренности, страны, поддержавшие санкции, не стали выполнять свои обязательства. Есть и другая проблема: дефицит танкерного флота.
Изначально на приморской верфи «Звезда» совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries было запланировано построить 15 газовозов. Теперь ВЭБ не имеет возможности оплатить стоимость судов в долларах из-за санкций, хотя и эта проблема решаема. В крайнем случае можно найти партнёров в Китае. Опрос самых крупных судостроительных компаний Южной Кореи показал: они намерены выполнять заключённые контракты, несмотря на сложности с оплатой.
Глава Total Патрик Пуяннэ заявил, что первая очередь «Арктик СПГ‑2», скорее всего, будет завершена. Основание для платформы, где должны разместиться модули СПГ-заводов, готовы на 98 процентов. Вторая очередь выполнена на 40 процентов, китайская часть реализуется, а строительство третьей гравитационной платформы ещё не начинали. Затягивание со второй и третьей очередью зависит от наличия оборудования немецкой компании Linde и турбин иностранного производства. Их поставки пока под вопросом. Как вариант – сократить доли французов в пользу других инвесторов, которых можно найти в Азии.
Впрочем, руководство «НоваТЭКа» не отчаивается и ищет пути решения. К тому же, в России есть своя технология сжижения, но она требует серьёзной доработки.