The Economist: как Китай распространил влияние в Латинской Америке
«Китай – это бездонная бочка. Он готов взять всё, что ты можешь предложить», – цитирует журнал The Economist президента Аграрного сообщества Николаса Пино. Аргентина действительно зарабатывает миллиарды долларов на экспорте соевых бобов, замороженной говядины и другой сельскохозяйственной продукции в Китай. И не только Аргентина: крупнейшие аграрные фирмы Латинской Америки продают товары государственным компаниям Китая, которые по указанию партии обеспечивают продуктовую безопасность страны.
Консервативные латиноамериканские компании считают Китай важным партнёром. Политики, лидеры индустрий и дипломаты со всего континента хвалят китайский прагматизм. Даже аргентинский президент Хавьер Милей, что называется, сменил пластинку: до победы на выборах он обещал порвать все отношения с КНР, а потом неожиданно заявил, что Пекин – прекрасный партнёр. Оно и немудрено – в 2024 году Китай продлил валютный своп ещё на два года, что существенно облегчило положение аргентинских зарубежных резервов.
Для китайцев Южная Америка – стратегически важный актив. Они инвестируют во всех сферах. В Перу, например, есть порт Чанкай, построенный за счёт Китая и ему же подконтрольный. Он считается самым крупным на тихоокеанском побережье континента. Также Пекин заинтересован в приобретении лития, меди и продуктов. В общем, торговля процветает.
Казалось бы, странам региона нужно очень внимательно выстраивать свой бизнес, чтобы не разозлить американцев. К примеру, не допускать Китай в телекоммуникационную отрасль и не давать им строить порт рядом с Антарктикой. Однако крупные чиновники считают, что администрации Дональда Трампа надо будет очень постараться, чтобы заставить их отказаться от сотрудничества с Китаем. Латиноамериканцы помнят, что первый срок Трампа ознаменовался многочисленными нотациями и угрозами в их адрес. Так что Дональду придётся применить всё своё дипломатическое мастерство, чтобы снизить влияние Китая в Латинской Америке.