Close

Тиньдексу мог бы исполниться год: почему слияния не вышло

22 сентября в 16:03

Прошел ровно год от несостоявшейся сделки между Яндекс и Тинькофф: разговоры о слиянии Тинькофф и Яндекса в итоге так и остались разговорами, ни слияния, ни поглощения не произошло. Кто же выиграл в итоге от несостоявшейся сделки?

В сентябре 2020 года «Яндекс» вступил в переговоры с TCS Group Holding. Речь шла о предложении покупки 100% акционерного капитала «Тинькофф». Стороны пришли к принципиальному соглашению о сделке, которая оценивалась примерно в 5,5 миллиарда долларов. Было высказано предварительное предположение, что потенциальная сделка будет реализована путем специальной схемы урегулирования на основании законодательства Кипра.

Тогда Олег Тиньков заявлял, что это не продажа, а скорее слияние. Во всяком случае, в самом начале переговоров выглядело всё именно так.

«Я безмерно уважаю «Яндекс», мы лучшие ИТ-​компании страны и должны объединиться. А сам я точно останусь в Tinkoff Bank и буду им заниматься», – говорил Олег Тиньков.

В итоге оказалось, что Яндекс вёл речь не о слиянии, а фактическом поглощении. Сам Олег Тиньков изменил своё мнение по поводу «Яндекса» и назвал того «забюрокраченной компанией», в будущее которой он не верит. Тиньков сообщил, что лично принял решение разорвать сделку, потому что изначально разговор шел про объединение, поиски синергии и быстрого роста общей клиентской базы. При этом бизнесмен пообещал, что когда компания вырастет до 20 миллионов клиентов и миллиарда прибыли, то сама купит «Яндекс».

После известии о провале сделки Центральный Банк начал проверку на предмет махинаций и признаков инсайдерской торговли. И вот что выяснил: в начале сделки акции обеих компаний резко пошли вверх. Совокупная капитализация группы TCS и «Яндекса» за полтора дня выросла больше чем на два миллиарда долларов, с 26 до 28 миллиардов. Спустя три недели, когда стало известно о провале соглашения, акции упали до 25 миллиардов, что ниже, чем до начала сделки. Кто в итоге заработал, а кто проиграл – до сих пор остаётся непонятным.

Что в итоге: в августе 2021 года акции TCS Group превысили 100$ за штуку, а капитализация группы выросла до желанных 20 миллиардов. Руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «Универ Капитал» Андрей Верников заявил, что Тинькофф растёт на 30 – 40% в год, он суперприбыльный, в отличие от любого глобального аналога. Также Верников отметил, что окупаемость инвестиций составляет боле 40%. Это огромный и важный показатель для финансовой организации. Для сравнения: один из лучших показателей в России у «Сбербанка» — 25%. В Европе же 10 – 15% – уже хороший, даже отличный показатель.

«Тинькофф» пока остаётся локальным игроком, но планирует выходить на международный рынок. У Яндекса тоже всё хорошо.

Так, «Яндекс.Маркет» начал кредитовать своих покупателей. Несмотря на покупку «Яндексом» собственного банка, первым партнёром маркетплейса со стороны банков стал всё равно «Тинькофф Банк». Как рассказали у интернет-​гигинта, кредит будет возможно оформить по простой заявке, ценовой диапазон для предоставления займа составляет от трёх до 200 тысяч рублей. Предусмотренный срок выплаты – от трех до 24 месяцев, его можно выбрать во время оформления заказа. Ставка начинается от 18% годовых и зависит от выбранного срока.

Параллельно «Яндекс» развивает отношения и с группой ВТБ, которая ранее приобрела несколько процентов в капитале компании на крупную сумму. В последние два года IT-​холдинг и банк запустили несколько совместных программ. Например, автокредитование для водителей, выполняющих заказы сервиса «Яндекс Go».

Представители «Яндекса» также заявляли о планах развивать собственное финтех-​направление и открыть собственный банк. Весной 2021 года компания договорилась о покупке банка «Акрополь» у гендиректора «Связного» Евгения Давыдовича за более чем миллиард рублей. По словам представителей «Яндекса», банковская лицензия позволит компании «развить направление финансовых сервисов и запустить новые продукты для пользователей и партнеров». Запуск пилотных финтех-​проектов, связанных с электронной торговлей (например, схема «купи сейчас — плати потом») запланирован на конец 2021 года, а собственные кредитные продукты — в 2022‑м.

Похожие новости
Обход санкций с турецким акцентом: как устроен бизнес покупателя российских магазинов Reebok
25 мая в 18:20

Обход санкций с турецким акцентом: как устроен бизнес покупателя российских магазинов Reebok

Российский бизнес Reebok был продан турецкой компании FLO Retailing, которая входит в Ziylan Group. Но по словам генерального директора Мехмета Зийлана, сделка ещё не закрыта.

От ледокола до авианосца: как Россия меняет свою Морскую доктрину
25 мая в 16:40

От ледокола до авианосца: как Россия меняет свою Морскую доктрину

Обострение отношений с Западом, бесконечные санкции и угрозы заставили Россию пересматривать концепцию безопасности. Одна из её составляющих – Морская доктрина.

Дефицитная должность: какие обязанности выполняет менеджер по маркетплейсам
25 мая в 16:20

Дефицитная должность: какие обязанности выполняет менеджер по маркетплейсам

Продвигать товар на маркетплейсах довольно сложно и для этого нужен специалист. Однако на три с половиной тысячи вакансий на Headhunter.ru приходится лишь тысяча резюме с нужными навыкам.

Player cover
Player cover

Плейлист

Ваш плейлист пуст

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора обезличенных данных посетителей для обеспечения работоспособности.
Продолжая пользоваться сайтом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы используем cookies для вашего удобства.