Уход Далай-ламы XIV изменит Тибет
«Реинкарнация Далай-ламы, Панчен-ламы (второе по статусу духовное лицо тибетского буддизма) и других великих буддийских деятелей должна быть выбрана путём жеребьёвки из золотой урны и одобрена центральным правительством», – заявила представитель МИД Китая Мао Нин. «Тибетский буддизм зародился в Китае и является религией с китайской спецификой», – подчеркнула она, обозначив таким образом неотделимость Тибета от Китая.
Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) – духовный и светский лидер тибетских буддистов. Он был возведён в сан в 1940 году, так что является старейшим монархом в мире. После Синьхайской революции в Китае 1912 года Тибет провозгласил независимость, которая никогда не была признана Китаем. В 1950-м китайская армия, заняв часть Тибета, предъявила правительству Далай-ламы ультиматум, приняв который Тибет соглашался признать себя частью Китая, с сохранением автономии и формальной теократической монархии. Однако китайское влияние постепенно нарастало, что вызывало недовольство тибетцев.
В 1959 году Тибет охватили восстания: сторонники Далай-ламы попытались выбить китайские войска из столицы Тибета Лхасы. Восстание было подавлено, и Далай-лама с десятками тысяч сторонников перебрался в Индию. Индийские власти, боровшиеся с Китаем за влияние в Гималаях и Тибете, приютили беженцев. Так в гималайских предгорьях появился «маленький Тибет» – непризнанное государство со 140 тысячами «граждан», со столицей в городке Дхарамсала, со своим монархом, правительством, парламентом и даже армией (12-тысячные Специальные пограничные силы, обученные и вооружённые в качестве горного спецназа). В 1960-1970-х годах тибетские отряды, при помощи Индии, США, а некоторое время и СССР, вели партизанскую войну с китайцами, но постепенно внешняя помощь иссякла, а с ней угасла и партизанская война.
Далай-лама – символ сопротивления тибетцев Китаю. Всемирно известный Нобелевский лауреат, друживший со множеством глав государств, бизнесменов мирового уровня и голливудских звёзд, герой нескольких блокбастеров, он является главным препятствием для интеграции Тибета в состав Китая: далеко не все тибетцы признают его лидерство, но таких всё ещё очень много. Тибетские сторонники интеграции с Китаем признают лидерство Панчен-ламы, назначенного китайским правительством, и враждебного Далай-ламе.
С 2020 года Далай-лама снял лозунг независимости Тибета, заменив его требованием широкой автономии. Однако автономия в его интерпретации предусматривает восстановление теократической конституционной монархии, причём в границах 1950 года, означающих присоединение к Тибету огромной провинции Цинхай и значительных частей провинций Юньнань и Сычуань.
Теперь, скорее всего, появится два Далай-ламы – один будет избран эмигрантами и займёт трон в Дхарамсале, второй появится в Китае, и поселится в дворцовом комплексе Потала в Лхасе. В любом случае тибетское национальное движение расколется и ослабнет. Стать столь же известным и уважаемым во всём мире, как Далай-лама XIV, его преемник не сумеет – для этого нужно прожить такую же длинную и насыщенную событиями жизнь.
Скорее всего, расколется и тибетская эмиграция. Раскол, собственно, наметился давно: часть молодых тибетцев не хотят быть вечными эмигрантами, признают успехи Китая (в том числе в развитии тибетской экономики), и хотели бы заключения соглашения с Пекином, которое позволит им вернуться на родину предков. Некоторая часть, напротив, обвиняет Далай-ламу если не в прямой измене делу независимости, то, как минимум, в чрезмерной уступчивости Китаю. Эти настроены на ужесточение противостояния с Пекином, вплоть до возобновления партизанской войны. При этом духовная связь эмигрантов с Тибетом постепенно слабеет: многие молодые тибетцы интегрируются в индийское, британское или американское общества, и теряют интерес к национальным проблемам.
Слабеет и внешняя поддержка «Маленького Тибета»: так, администрация президента США Дональда Трампа прекратила финансовую помощь Дхарамсале, а она составляла больше четверти её бюджета. Можно ожидать, что наследникам Далай-ламы XIV придётся соревноваться не только за души соотечественников, но и за скудеющие доходы. Уход Далай-ламы XIV со сцены – это уход фигуры мирового уровня, и второго деятеля, равного по масштабу и влиянию, «Маленький Тибет» представить миру не сможет. Значит, начнёт клониться к закату и цель жизни Далай-ламы XIV – идея независимого Тибета.
Текст подготовил: историк, политический аналитик Евгений Трифонов
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции