Умное производство: какие принципы бизнеса оставили потомкам Фредерик Тейлор и Генри Форд
Изменения в бизнесе сегодня проходят гораздо быстрее, нежели 100 лет назад. Но их главные принципы были придуманы ещё Фредериком Тейлором и Генри Фордом.
В кризисные времена даже устойчивые компании вынуждены меняться. Но если набор внешних факторов каждый раз уникален, то основные подходы к адаптации и решению проблем опираются на проверенный фундамент, сообщил «РБК.Pro».
Главным двигателем экономики всегда было производство. Первые промышленные предприятия появились ещё в XVIII веке. Но попытки применить системный подход и сделать процесс рациональным были предприняты позже, американским консультантом по менеджменту Фредериком Тейлором. Согласно его утверждению, любой процесс можно разложить на простые операции и проанализировать каждую с точки зрения потраченного времени. Это позволит найти лучший способ её выполнения. Также Тейлор создал систему поощрений сотрудников, в результате чего объёмы производства резко увеличились.
Генри Форд усовершенствовал принцип Тейлора и создал первую систему конвейерного производства, где каждый рабочий выполнял только одну операцию. Это сократило производственный цикл, а стоимость автомобилей Ford T стала доступной даже сотрудникам завода. Таким образом, был сформирован дополнительный внутренний рынок.
Через несколько десятилетий Toyota использовала основные принципы организации производства, придуманные американскими и советскими первопроходцами. А дополнительно разработала новые, поставив во главу угла потребителя. Рабочим разрешили останавливать производство, если что-то пошло не так. В результате выросло качество, а недоработки устранялись довольно оперативно.
Первые принципы бережливого производства были внедрены в России и носили обобщённое название «тотальной оптимизации». Сначала такой подход использовался в машиностроении, а позже распространился и на другие сферы.
Системы, которые были внедрены в десятках разных компаний, можно концептуально объединить в общую структуру. Первым её элементом является амбициозное целеполагание. Второй блок – совершенствование процессов, куда входит вся цепочка создания ценности. Третья составляющая – это поддержка системы управления, включая планирование, расстановку приоритетов и мониторинг. Четвёртый элемент – необходимость развития сотрудников. На практике такой подход даёт ощутимый экономический эффект. А пятым механизмом общей системы должно быть создание инфраструктуры, которая помогает совершенствовать деятельность компании при сохранении текущих бизнес-процессов.
Добиться резкого технологического прорыва удаётся редко, поэтому нужно стремиться к небольшим, но постоянным улучшениям. В результате можно построить более эффективное предприятие и снизить стоимость конечного продукта.