В Пакистан за три недели: чем так важна трансафганская магистраль
Пакистан и Среднюю Азию с апреля соединяет автомагистраль, которая идёт по территории Афганистана. РЖД в скором времени также планирует проложить по этому маршруту железную дорогу.
Власти Афганистана крайне заинтересованы в ней. Проект магистрали уже обсудили вице-премьер эмирата мулла Абдул Гани Барадар и замсекретарь Совбеза Узбекистана Абдулазиз Камилов. Афганская сторона заверила, что также заинтересована в обеспечении безопасности этого пути, сообщило издание “Взгляд.ру”.
Железная дорога через Афганистан будет идти от узбекского Термеза до Пешавара в Пакистане. При удачной реализации проекта удастся соединить единую для всего постсоветского пространства систему железных дорог с крупным морским хабом – портом Карачи. Это крайне актуально в условиях санкционной борьбы с Западом. По словам экспертов, стоимость проекта составит пять миллиардов долларов.
Ещё осенью между РЖД и “Узбекскими железными дорогами” были проведены переговоры, в ходе которых Москва и Ташкент договорились о сотрудничестве по вопросу трансафганской магистрали. Проект был одобрен ещё предыдущим президентом Афганистана Ашрафом Гани. Теперь непризнанная международным сообществом кабульская верхушка решила возродить его.
Автотранспортный коридор между Индийским океаном и постсоветским пространством действует уже два месяца. Основной проблемой сейчас является невозможность провезти по нему любой “сухой” груз из-за отсутствия достаточного количества рефрижераторных контейнеров. Срок доставки из Карачи в Москву составляет примерно три недели.
Главный акцент сейчас ставится на обеспечении поставок российского угля в Пакистан. Сейчас по автомагистрали смогут перевозить не более 50 тысяч тонн в месяц. Маршрут через Иран же был бы гораздо короче и удобнее, в этом случае не придётся пересекать большое количество границ. Тем не менее, пакистанский путь также приемлем. Кроме того, после начала поставок угля его значение сильно вырастет. Ещё во времена СССР Москва тесно взаимодействовала с Исламабадом и помогала Пакистану развивать промышленность.
Проект трансафганской магистрали важен ещё и потому, что таким образом власти Афганистана имеют возможность продемонстрировать, что их страна стала достаточно благоприятной для сотрудничества. Эксперты считают, что создание новых путей сообщения между Россией и Пакистаном следует включить в проект коридора «Север-Юг». Он должен обеспечить стабильное транспортное сообщение с Ближним Востоком и Южной Азией.