Война между отделами: почему начинается и как её прекратить без массовых репрессий
Бизнес-консультант Максим Овчаренко рассказал, как избежать подобных ситуаций. Эксперт привёл пример из собственной практики. Мнение специалиста опубликовал «РБК Pro«.
Вот типичный случай. Алла Сергеевна отправила email коллеге из финансового подразделения, но не получала ответ, хотя сроки поджимали. Разозлившись она подумала, что коммерсанты всегда ставят себя выше и решила, что финансист просто подставил её. Соорудив план мести, она отправила письмо руководителю, жалуясь на невозможность выполнения его поручения из-за саботажа. В итоге выяснилось, что финансист оказался в сложной ситуации и добрался до рабочего ноутбука ближе к ночи, одновременно обнаружив как письмо, так и «месть».
Проблемы в межфункциональном взаимодействии снижают оперативность принятия решений, которые зачастую вовсе не исполняются. Конфликты, как правило, носят затяжной характер и заставляют каждого участника стремиться только к собственной выгоде. К таким сбоям ведут личностные барьеры.
Многие привыкли смотреть на всё исключительно из своей картины мира. Один сотрудник воспринимает действия другого со своей колокольни и принимает те или иные действия, которые оцениваются коллегой совершенно иначе. Подобные недопонимания происходят и между руководством. Неумение понимать эмоции других и управлять своими также приводит к конфликтным ситуациям, мешающим продуктивной работе.
Чтобы избегать этих ситуаций, нужно научиться не додумывать за другого. Проверять собственные мысли лучше задавая уточняющие вопросы. Свою позицию же нужно излагать внятно и чётко, не смещая фокус на личности. Это вызовет только сопротивление. Нужно руководствоваться выражением: «В любви и бизнесе нет места эмоциональности». Находясь под воздействием эмоций человек видит реальность с искажениями, а действия других скорее всего будут восприняты негативно. Попав в эмоциональную яму стоить выдохнуть и признать это, после чего проявить эмпатию и представить себя на месте другого человека. Нужно подумать о его переживаниях и озвучить их.
Нужно научиться искать решения, которые устроят обе стороны. Ещё бизнесмен Стивен Кови писал, что из всех возможных стратегий взаимодействия жизнеспособна только win-win. Любые другие способы, где побеждает только одна сторона, ведут к проигрышу в долгосрочной перспективе.
Ещё один коллективно важный момент — подход под названием «мы-они», который заключается в чувстве принадлежности человека к определённой группе и отстранённости от другой. Этот эффект не обязательно может быть негативным. Он создаёт жёсткую границу между группами, но может и объединить одну сторону. Как иначе мы станем командой, если нет этого «мы»?
Задача руководителя — отрегулировать этот баланс. Необходимо избегать стимулирования конкуренции между двумя сторонами, фокусировать всех на общей цели, создавать рабочие группы для обсуждения и доносить до подразделений результаты общей работы. Обязательным условием станет и выражение признательности всем отделам.
Опытный руководитель знает, что работая на общую цель, можно превратить «лебедя, рака и щуку» в одну команду. Если сами работники увидят такое желание босса, то заходят думать в одном направлении, а не вести клановую войну.