Возобновляя патриотизм: в России предложили обязать школьников произносить клятву верности государству перед уроками
Идеологическое противостояние России и Западных стран не мешает российским чиновникам призывать перенимать западный опыт. На недавнем заседании Межведомственной комиссии по историческому просвещению помощник президента Владимир Мединский предложил внедрить некоторые аспекты американской системы в российские школы.
Речь идёт об откровенно маккартистских методах наведения порядка в образовательных учреждениях. Последние 150 лет учебный день в США начинается с короткой молитвы во славу Америки, сообщил Forbes.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн заявил, что сегодня в российских учебных заведениях много педагогов по гуманитарным дисциплинам, которые высказывают антироссийские убеждения в духе «Ельцин-центра». Хинштейн не указал, как преодолеть проблему, однако и тут у Запада есть опыт.
Маккартизм Америка пережила в 1950‑е годы, когда проходили серьёзные политические чистки. В США этот опыт стараются забыть, поскольку инициатор «охоты на ведьм» был осуждён сенатом ещё в 1954 году.
Молитва, которую произносят в школах США, больше напоминает клятву. Это светский текст, цель которого – сплотить граждан в условиях религиозного плюрализма. Автор клятвы – христианский социалист Фрэнсис Беллами. Первоначальный вариант не содержал упоминание о Боге. Эти изменения были внесены в середине ХХ века. Позже законом были отменены обязательные молитвы в школах. По мнению американских судебных органов, клятва нерелигиозная и считается конституционной. Упоминание Бога не дискриминирует атеистов и написана в традициях отцов-основателей. Закон же не обязывает произносить клятву и запрещает к этому принуждать.
Перенос этой практики в Россию может обернуться очередной «обязаловкой». История уже имеет дореволюционный опыт введения в школу обязательных молитв. В них не шла речь о справедливости и свободе, что породило армию нигилистов и атеистов. Исходя из этого, специалисты не уверены в эффективности так называемой «гражданской молитвы» как метода воспитания патриотизма.
Надо отметить, что и американская молодёжь в своё время тоже негативно относилась к мобилизационной риторике холодной войны. Маккартизм вызывал отторжение у общества.
Российское же общество не забыло и опыт СССР с его системой воспитания патриотизма. Вместе с этим эксперты отмечают и существующие двоемыслие у педагогов, школьников и студентов. Например, герой гражданской войны Чапаев, несомненно, был героем, но это не мешало рассказывать о нём и его соратниках анекдоты. Однако даже без этого фактора часто патриотическая пропаганда была слишком официозной, из-за чего даже самые благие намерения вызывали у подростков чувство противоречия и провоцировали интерес к запретным сферам.
Есть вариант строить патриотическое воспитание более тонкими методами. Однако даже ряд современных патриотических фильмов не снизил интерес аудитории к голливудским картинам. Люди старшего поколения, говорящие сегодня о недостатке патриотизма, уже забыли, как когда-то сами с удовольствием ходили на французские фильмы вместо советских.