Задержка рейса: кто оплатит компенсацию
Генеральная прокуратура обратила внимание на нарушение прав потребителей при задержке авиарейсов. Время прилёта может быть критичным для пассажира. Если вылет задержали, то человек может понести определённые потери. Однако получить компенсацию он пока может в лучшем случае через суд. Также при покупке билетов онлайн сервисы предлагают оформить страхование от задержки рейса или невылета. Таким образом обозначая, что по сути никакой ответственности за это авиакомпания не несёт. Генпрокуратура направила соответствующее письмо в Министерство транспорта и Росавиацию. Ссылаясь на эту информацию, «РБК» рассказал о возможных последствиях изменения законодательства как для авиаперевозчиков, так и для пассажиров.
Росавиация согласилась с тем, что в российском воздушном законодательстве нет терминов «задержка авиарейса», «время отправления рейса», «необходимый резерв» и «овербукинг». Нормы времени, которое необходимо для подготовки самолета к эксплуатации, тоже не обозначены. Ведомство обратилось в Российскую ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта с просьбой вынести предложения, при каких условиях авиакомпании должны нести ответственность за задержку рейсов на регулярных маршрутах. Например, есть так называемые обстоятельства непреодолимой силы, из-за которых самолёту нельзя давать добро на вылет.
Юристы говорят, что действующее сегодня законодательство не позволяет автоматически привлечь авиакомпанию к административной ответственности за задержку рейса. Воздушный кодекс предусматривает компенсацию только по иску пассажира. Человек, который понёс те или иные потери из-за задержки рейса, может взыскать с авиакомпании штраф. Воздушный кодекс предусматривает компенсацию в размере 25 процентов МРОТ за просрочку доставки пассажира или багажа. Итоговая сумма штрафа зависит от количества часов просрочки, при этом она не должна превышать 50 процентов платы за перелёт. Однако, если рейс задержали из-за действия непреодолимой силы или обстоятельств, то выплата пассажиру не положена.
Если автоматическая ответственность авиакомпаний за задержку рейса всё же будет пересмотрена законом, то не исключено, что это может повлиять на стоимость билетов, в которую перевозчики заложат возможные штрафы. То есть по сути будущую компенсацию пассажиры оплатят себе сами. Перевозчики при задержках вылетов тоже несут потери, например, дополнительное время пребывания в аэропортах стоит немалых денег.
Выполняют авиакомпании и конкретные требования, что делать с пассажирами в случае невылета. Их регулируют федеральные авиационные правила. Перевозчик обязан предоставить пассажирам с детьми до семи лет место в комнате матери и ребенка. Если рейс задержан на два часа, то нужно всех обеспечить прохладительными напитками. Горячее питание предоставляют в случае ожидания вылета более четырёх часов. Если посадка не состоялась по истечению восьми и более часов днём и более шести часов ночью, то необходимо разместить пассажиров в гостинице и обеспечить транспорт, который их туда довезёт.
Российские авиаперевозчики в 2021 году начали постепенное возвращение к перелётам. Вместе с тем у крупных компаний сильно выросло количество задержек рейсов. Хуже всего ситуация летом была у «Уральских авиалиний»: они задерживали почти каждый второй рейс. Авиакомпании объясняли это нехваткой персонала в аэропортах, которые эту информацию опровергали.