Затишье после небывалого ажиотажа: какова причина убыточности шеринговых компаний
Импульсом для развития шеринг-индустрии стал кризис 2008 года. Именно после него появились такие компании, как Airbnb, Uber, а впоследствии Lyft и многие другие каршеринги и коворкинги. Но только Lyft оказался одной из немногих компаний в шеринговом секторе, сумевших хотя бы приблизиться к реальной прибыли. Большинство же из них, как сообщил «РБК Pro», продолжают нести убытки.
После более десяти лет своего существования подавляющее большинство таких компаний так и не смогли стать прибыльными для их владельцев. Успешно наладив систему заказов и платежей, шеринг-индустрия пока не сумела справиться с проблемами, связанными с финансовыми, юридическими и регуляторными рисками.
Ещё одной проблемой стала необходимость освоения новых рынков. Попытки их завоевания шеринговыми компаниями постоянно встречают сопротивление и инерцию, преодоление которых требует немалых инвестиций в сложный маркетинг, рекламу и работу с клиентом. Стартующей компании довольно сложно предусмотреть и рассчитать все эти затраты, приходится адаптироваться уже в процессе работы. А это повышает риск надолго увязнуть в убыточной для бизнеса ситуации.
Не прошли мимо шеринговых компаний и потрясения в мировой экономике последних лет. Из-за пандемии упал спрос как на туристические путешествия, так и на услуги такси, что не могло сразу не отразиться на состоянии шеринг-компаний. Пандемия нанесла удар и по другим секторам экономики, но нужно учитывать, что шеринговая индустрия и без того была убыточной, а значит, для нее особенно болезненным было падение спроса.
Пока трудно сказать, какие последствия повлечёт пандемия для шеринговых компаний, и кто сможет приспособиться к новым условиям, а кто в итоге покинет рынок. Возможно, возникнут новые бизнес-модели, и какие-то компании сумеют выйти на прибыль. В связи с молодостью рынка слишком много возникает неопределенностей, и слишком мало открывается выходов.
Несмотря на все проблемы, запрос на шеринговую модель сохраняется, особенно у молодежи. Новое поколение больше заботит мобильность, экономия и экология, чем стремление получить что-то в собственность. Оно предпочитает арендовать, а не покупать.
У шеринговых компаний пока еще много проблем, но они не вечны. Зато опыт их решения постоянно накапливается. Компании учатся вести переговоры с властями, выявляют оптимальные способы взаимодействия с работниками и пользователями их услуг, находят нестандартные маркетинговые решения.
Многие аналитики предрекают дальнейший рост шерингового рынка и считают, что в течение ближайших трёх лет его объём может увеличиться до полутора триллионов долларов. Модель успешно осваивает b2b-рынок, гармонично вписывается в тенденцию многоразового и экономичного использования ресурсов при сохранении окружающей среды. Возможно, она найдет свое место и на рынке интеллектуальной собственности.
Информация в мире с каждым днём становится все более доступной. И при таком огромном населении и количестве товаров и услуг люди непременно найдут способ более эффективного использования материальной и интеллектуальной собственности, напрямую взаимодействия друг с другом.