Затянувшаяся переправа: почему проект строительства моста через Лену подорожал вдвое
Правительство Якутии направило в Главгосэкспертизу обновлённый проект моста через реку Лена. Расчётная стоимость работ составила более 175 миллиардов рублей.
Это почти в два раза больше первоначальной оценки, поэтому федеральный центр заинтересован в поиске более выгодных решений. Экспертиза должна быть проведена до конца 2022 года и, возможно, стоимость будет скорректирована, сообщил «РБК».
Необходимость сооружения моста через Лену чиновники обсуждают с 1985 года. Якутск – единственный из крупных российских административных центров, где нет круглогодичного наземного транспортного сообщения и выхода к федеральным трассам. Мост помог бы связать восточную и западную части региона. В ближайшей перспективе он может соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путём. А в будущем – стать частью транспортной системы между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Финансовый вопрос строительства обсуждается с 2020 года. Тогда цена проекта составила более 83‑х миллиардов рублей, но уже в 2021‑м, по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина, она была снижена до 69-ти. Новый вариант, представленный правительством Якутии, отображает существующие ценовые индексы, а также учитывает рост цен на материалы и санкционные ограничения.
Изменения затронули и технические решения, которые учитывают экологию поймы реки. Первоначально въезд на мост должен был проходить по насыпи. В результате проведённых проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ инженеры остановились на сооружении эстакады. Этот вариант никак не затронет русло и не помешает весеннему ледоходу, снижая риск сезонного подтопления близлежащих населённых пунктов.
Строительство было запланировано за счёт федерального и регионального бюджетов с привлечением частных инвестиций. Согласно заявлению Минтранса, объём государственной поддержки будет окончательно определён после заключений экспертизы.
Работы по строительству моста начались в 2020 году и по плану должны были завершиться к 2025-му, но теперь они сдвинуты до 2027-го. Хотя окончательную дату пока назвать невозможно. Многое зависит от сроков получения разрешения и финансирования. Кроме того, не стоит забывать о климатических ограничениях строительного сезона в зоне вечной мерзлоты.