
Жертвы микроменеджмента: зачем компании возвращают всех в офисы

После отмены антиковидных ограничений бизнес пытается вернуть людей в офисы. Согласно недавнему исследованию компании ANCOR, количество офлайн сотрудников в ближайшие месяцы возрастёт на 118 процентов.
Для трети людей будет сохранён гибридный режим работы, а количество трудящихся на «удалёнке» сократится в пять раз. Специалисты считают такой тренд парадоксальным. Как показала практика, удалённая работа эффективнее очной. Также, согласно опросам, более 70 процентов граждан России хотят и дальше работать дистанционно. Но несмотря на это бизнес пытается собрать персонал в офисе, сообщил «РБК Pro».
Плюсы удалённой работы осознают и сами работодатели. Возрастает лояльность персонала и соискателей, расходы на аренду сокращаются, а штат сотрудников не привязан к географии. Тем не менее, третья часть компаний планирует вернуть всё, как было до пандемии.
По словам директора по продажам и маркетинга ANCOR Натальи Щербаковой, большинство менеджеров не смогли привыкнуть к дистанционной работе. Причина в невозможности нормального контроля персонала. Хотя однозначной статистики нет, и мнения руководителей разделились. В связи с этим возник вопрос: возвращать или не возвращать людей в кабинеты.
По словам директора по персоналу и организационному развитию портала «Работа.ру» Юлии Саниной, соискатели обращают внимание на возможность предоставления альтернативных форм занятости и гибкие условия труда. Если в компании «удалёнка» вообще не зашла, Санина рекомендует найти внутреннюю причину.
Партнёр кадрового консалтера «Экопси» Андрей Онучин предлагает оценить успешность удалённой работы по трём показателям: функциональный, технический и культурно-организационный. С функциональным всё просто: есть профессии, которые невозможно перевести в удалённый формат по определению. Технический показатель отчасти относится к общей организации, включая компьютеры, программы для коммуникаций, системы управления и контроля. Культурно-организационный аспект затрагивает способность человека принимать самостоятельные решения, а также учитывает, каким образом происходит согласование задач и отчётность.
Тип личности конкретного сотрудника тоже имеет значение. Интроверту дома работать проще. А вот для типа личности, который на Западе охарактеризовали как social butterfly, лучше работать в офисе. У части людей нет дома подходящих условий: мешают родственники, маленькие дети, беспокойные соседи и так далее.
Если штат компании состоит из высокопрофессиональных ответственных сотрудников, которым помогают в организации их работы, как правило, больших проблем не бывает. Вместе с тем, тревожная и неопределённая обстановка в экономике требует периодических встреч коллектива и обсуждения важных вопросов.
А вот по мнению экспертов Гарвардской школы бизнеса, людям необходимо уединение, чтобы сосредоточиться. По этой причине пространные опенспейсы снижают эффективность работы. С этим не совсем согласен глава WeWork Сандип Матрани. Он уверен, что возвращение в офис – знак настоящей преданности компании.
Жёсткая регламентация никогда не учитывает индивидуальные интересы. Лучшим вариантом будет предоставление сотруднику выбора. Самая приемлемая сегодня норма — это гибридная схема, когда часть людей работает в офисе, а часть — удалённо. Так делают почти 60 процентов компаний. Возможно в будущем можно использовать «удалёнку» как способ поощрения. Главное – дать людям свободу, но при этом постоянно мониторить их вовлечённость, а также помогать с ресурсами. Сотрудник должен быть в постоянном контакте с руководством, но без тотального контроля с его стороны.