
Азиатские странности: что нужно учитывать российским стартапам

При выборе географии для стартапа прежде всего нужно определить цель бизнеса. Открыть своё дело в США или Европе по разным причинам достаточно сложно. Поэтому предпринимателей больше интересуют развивающиеся страны, сообщил Forbes.
Раньше таким перспективным направлением был Китай, но сегодня этот рынок зарегулирован ещё больше, нежели в Штатах. Неплохие перспективы сохраняют Индонезия, Филиппины и Индия. Их экономика развивается, а некоторые ниши имеют низкую конкурентную среду. Но при этом российскому бизнесу нужно приготовиться к сложностям, с которыми обязательно придётся столкнуться.
Анализ опыта работающих отечественных стартапов в Индонезии выявил две главные проблемы. Одной из них является поиск квалифицированных сотрудников среди местного населения. Найти их невероятно сложно. У некоторых кандидатов есть проблемы даже с элементарной математикой. Кроме того, не всегда работают опробованные в России и методы увеличения продаж, которые приходится адаптировать или упрощать.
Также есть немало тонкостей, связанных с переговорами и деловой культурой. Большую роль играют традиции, которые во многом связаны с религией, поэтому лучше заручиться помощью местного посредника.
В Индонезии сильно развита кастовость. Два местных жителя никогда не купят что-то друг у друга, если принадлежат к разным кастам. Чтобы бизнесмену заслужить доверие индонезийца, нужно быть вежливым и сдержанным, избегая политических и религиозных тем. Но несмотря на сложности Индонезия имеет несколько ключевых преимуществ. Главные из них — эффективность маркетинга и рост венчурных ангелов и фондов, которые охотно инвестируют в молодые проекты.
При запуске стартапа нужно придерживаться правила дешёвого и непрерывного тестирования гипотез. Прежде чем тратить большие деньги, все процессы лучше разделить на этапы и проверять каждый из них. Чтобы не совершить фатальных ошибок, лучше сразу хорошо изучить менталитет страны. Полезно воспользоваться опытом похожих стартапов, которые уже укрепились на рынке. Если же в интересующей нише нет ни одного конкурента, стоит задуматься. Возможно это слишком рискованная или невостребованная сфера.