
Болотная «шишига»: история легендарного ГАЗ-66

ГАЗ-66 по прозвищу “шишига” заслуженно считается легендой советского автопрома. Его до сих пор можно встретить на просторах России.
Существует две версии происхождения народного прозвища “шишига”. Согласно первой, так в русских сказаниях звали существо, которое обитало в болотах, а ГАЗ-66 словно был создан для подобных условий. Вторая версия гласит, что это слово просто созвучно с официальным названием, сообщили Autonews.
Изначально ГАЗ-66 создавали для военных. Их не устраивал его предшественник, полноприводный ГАЗ-63, который обладал недостаточно мощным двигателем, был склонен к опрокидыванию и имел посредственную проходимость. По этой причине ГАЗ-66 решили сделать более компактным. Проектировал грузовик коллектив инженеров под руководством Александра Просвирина. Первые испытания провели ещё в 1957 году, но серийный выпуск отложили до 1964-го.
Новый грузовик во многом выгодно отличался от своего предшественника. Во-первых, он обладал большей удельной мощностью. Во-вторых, он стал гораздо более управляемым из-за смещения двигателя под кабину, а также наличия гидроусилителя руля. В-третьих, ГАЗ-66 имел превосходную проходимость, так как в трансмиссии использовались передний и задний межколёсные дифференциалы с блокировкой. Кроме того, площадь грузовой платформы была увеличена.
За 35 лет выпуска ГАЗ-66 имел большое количество вариаций. Выпускали версию грузовика для ВДВ, а позже создали гамму экспортных версий. В период с 1985 по 1999 годы ему поставили новый двигатель на 125 лошадиных сил. В последние годы выпуска ГАЗ-66 выходил со станка с турбодизелем воздушного охлаждения. Под грузовик делали множество модификаций для армии. Кроме того, он выполнял роль самосвала и пожарной машины.
Во время войны в Афганистане «шишига» показала себя не с лучшей стороны. Оказалось, что при подрыве на мине шансов выжить у сидящих в кабине людей нет. Поэтому его заменили на капотный ГАЗ-3308. Вместе с тем, автомобиль резко перестал быть востребован на гражданке. ГАЗ-66 оказался неконкурентоспособен перед хлынувшей в страну зарубежной техникой, да и кабина была очень тесной. Кроме того, из-за V-образного восьмицилиндрового двигателя в кабине летом становилось невероятно жарко. Последний ГАЗ-66 сошёл с конвейера Горьковского автозавода в 1999 году.