
Цепляясь за рынок: как издательства планируют продавать ЛГБТ-литературу в России

Российские издательства планируют выпускать ЛГБТ-литературу в странах СНГ, желая остаться на отечественном рынке. На эту новость уже последовала реакция Госдумы. Чиновники предупредили об уголовной ответственности в случае контрабанды книг запрещённой тематики в Россию.
Стало известно, что издательство Popcorn Books, выпустившее нашумевший роман «Лето в пионерском галстуке», организовало филиал Panther Books в Казахстане. Сейчас он занимается поиском авторов, которые согласятся создавать произведения на ЛГБТ-темы на русском языке. Также издательство пытается наладить контакты в Белоруссии, сообщил сайт BFM.ru.
В России пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений запрещена и карается законом. По мнению партнёра Коллегии медиа-юристов Фёдора Кравченко, приобретение и доставка книг по почте не несёт юридических рисков для покупателей. Дистанционная торговля через границу даёт издателям шанс работать вне досягаемости российских правоохранительных органов, которые не смогут конфисковать тираж или наложить штрафы. Остаётся только запрещать рекламу, блокировать интернет-ресурсы или вылавливать книги по одной на почте. Но эти меры нельзя назвать эффективными.
Для крупных издательств книжный рынок стран СНГ сам по себе не слишком интересен из-за небольших оборотов. Также необходимо учитывать, что Казахстан — это мусульманское государство, в котором сильно культурное и религиозное влияние. Возможно, продажа запрещённой в России литературы через дружественные страны будет способом реализации остатков, поскольку списание тиража приносит издательствам большие убытки. По мнению генерального директора издательской группы «Альпина» Алексея Ильина, теоретически граница с Казахстаном прозрачна. Что же касается отправки книг по почте, скорее всего, это подразумевает реализацию через интернет.
В России наиболее популярными маркетплейсами являются Ozon и Wildberries. Если отбросить возможность продаж через эти площадки, издательствам нужно будет создавать новый ресурс. Но сделать его сопоставимым по объёмам продаж практически невозможно, поэтому трафик будет минимальным.