
Доказательства эффективности «потолка цены» притянуты за уши

Международное агентство Bloomberg опубликовало тревожную новость о том, что из-за санкций США танкеры, перевозящие российскую нефть, остановились. Заголовок тянет на сенсацию. Ведь экспорт нефти, несмотря на всю диверсификацию отечественной экономики, остаётся основным источником дохода для бюджета России. Нефтегазовый сектор в 2023 год дал примерно 30 процентов всех доходов федерального бюджета. Причём большую их часть дала именно нефтяная промышленность. Соответственно, если новость Bloomberg правдива, и экспорт нефти из России остановлен, то наша экономика вскоре переживёт катастрофу.
Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Западные СМИ сообщают, что остановились не все танкеры, перевозившие российскую нефть, а только 21 из них. Bloomberg в своей публикации всячески доказывает, что причиной остановки стали именно санкции США. Но это притянуто за уши. С октября 2023 года 50 танкеров, перевозящих российскую нефть, попали под персональные санкции США. Это произошло из-за того, что суда нарушали санкции «потолка цены», которые были введены странами G7 с 5 декабря 2022 года в отношении нефти и 5 февраля 2023-го в отношении нефтепродуктов. То есть это танкеры того самого «теневого флота».
Важно отметить, что идея таких ограничений возникла как признание ошибочности предыдущей стратегии западных стран. Попытка лишить Россию рынков сбыта нефти, чтобы обрушить её экономику, привела к неожиданному эффекту. Весной 2022 года США ввели эмбарго на российские энергоносители, а европейские компании просто опасались покупать нашу нефть по новым контрактам. На то, чтобы перейти на азиатские рынки, у России ушло примерно три-четыре недели. Но в этот момент нефть просто некуда было продавать, и России пришлось сократить экспорт. Это вызвало дефицит на мировом рынке и рост цен.
В итоге Россия заработала примерно столько же денег, сколько и прежде, за счёт подорожавших оставшихся объёмов экспорта. А западные страны-импортёры пострадали, так как цены поднялись на всю нефть. Тогда и был придуман «потолок цены». России позволяли экспортировать сколько угодно, лишь бы насытить мировой рынок. Запад попытался заставить отечественные компании дёшево продавать нефть и нефтепродукты. При этом давление оказывалось на сегменты, где представленность западных стран была весомой – то есть в перевозке и страховании транспортировки нефти. Но за несколько месяцев был создан «теневой флот»: компании, зарегистрированные в различных офшорах, скупили танкеры для перевозки подсанкционной нефти.
Собственники танкеров «теневого флота» изначально понимали, что они будут нарушать ограничения стран G7. Они не имеют счетов в банках США или Евросоюза и собственности в западных странах, не ведут расчёты в долларах или евро. Они не работают на международном рынке, а перевозят только российскую, иранскую и венесуэльскую нефть. Им фактически нечего терять. Поэтому когда танкеры вдруг остановились, было странно слышать объяснение, что это, мол, из-за санкций. К тому же возникает вопрос: а почему остановились только 21 из 50 попавших под санкции танкеров? Они ведь работают в одинаковом формате. Может быть, дело вовсе не в санкциях, и суда остановились по какой-то другой причине?
К тому же Bloomberg делает свои выводы исходя из открытых данных судовых трекеров. По опыту Ирана мы знаем, что танкеры с его нефтью часто отключают систему геопозиционирования, перегружают нефть с борта на борт в море и используют другие приёмы запутывания следов. Вполне возможно, что танкеры, работающие с российской нефтью, делают то же самое. Либо суда могут ждать переоформления на другие структуры, ещё не внесённые в санкционные списки США.
Но даже если танкеры остановились из-за санкций Штатов, их численность незначительна. По данным компании Vortex, к апрелю 2023 года численность теневого флота, перевозившего российскую нефть, составляла 509 танкеров. А весь флот (с учётом судов, работавших с Венесуэлой, Ираном и Россией) насчитывал примерно тысячу. То есть 21 остановленный танкер — это четыре процента от судов, работавших с Россией.
Вряд ли Москве стоит опасаться, что Вашингтон и его союзники будут включать весь «теневой флот» в персональные санкционные списки. Зная, сколько и какие танкеры работают с российским сырьём, западные страны не спешат пополнять свои «чёрные списки». За полгода в них попали только 50 судов. Западу невыгодно передавливать. Ведь нет гарантий, что российские компании вернутся к обычному международному флоту, если перекрыть им «теневой флот». Наоборот, есть риски, что мы просто сократим экспорт, провоцируя дефицит предложения на рынке. А значит, цены на нефть вырастут, что негативно скажется на самих странах Запада. В пользу этого сценария говорит и тот факт, что Россия регулярно договаривается с партнёрами по ОПЕК+ по снижению добычи. То есть для нас важнее цена нефти, а не объём экспорта.
Таким образом, можно сказать, что США и их союзникам важен информационный эффект. Они не хотят признавать, что «потолок цены» не сработал, поэтому и трактуют любые события на рынке как доказательство эффективности их действий.
Текст подготовил: ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции