
Как работает ловушка внешнего долга

На конец 2022 года мировой долг, то есть долг стран друг другу, составил без малого 300 триллионов долларов. Или 247 процентов мирового ВВП. По прогнозам МВФ, этот показатель вырастет до 366 процентов к 2030 году.
Внешний долг оказывает разное влияние на экономическое развитие стран, занимающих то или иное место в международном разделении труда. Для стран «центра» мировой экономики (прежде всего, США и ЕС), внешний долг становится фактором экономического роста. Например, через продажу долговых обязательств они наращивают государственные доходы, а обслуживание долга осуществляют посредством запуска печатного станка. Другое дело – страны «периферии». Будучи нетто-импортёрами, они часто имеют отрицательные значения по финансовому счёту и, как следствие, вынуждены прибегать к иностранным займам. Такая ситуация формирует для них целый ряд макроэкономических рисков.
Во-первых, периферийная страна-импортёр вынуждена привлекать заём в той валюте, которую примет продавец. Соответственно, и обслуживать долг также приходится в валюте кредитора, чаще всего в долларах или евро. В этом случае размер выплат по долгу напрямую зависит от курса «старшей» валюты. Если она укрепляется, то нагрузка по обслуживанию долга растёт.
Во-вторых, большие проблемы вызывают плавающие процентные ставки по внешнему долгу, под которые выдаётся большая часть международных кредитов. Они делают экономику страны зависимой от ставки процента. Такая проблема стала одной из ловушек для стран периферии в 1982 году и привела к так называемому «кризису неплатежей». После резкого повышения ставки в США в кредитную ловушку угодили Мексика, Бразилия и Аргентина.
Третья проблема – превышение реальных процентных ставок над ростом ВВП. На долговые инструменты слаборазвитых стан устанавливается более высокая процентная ставка, чем на бумаги стран «центра». И если ставка оказывается выше темпа роста ВВП страны, то в этом случае всё большая часть национального дохода будет уходить на обслуживание займов, а условия для экономического роста будут ухудшаться от года к году.
Проблема номер четыре – ограничение экономического и политического суверенитета должника. Неспособность погасить внешний долг заставляет государство обращаться в международные кредитные институты, такие как МВФ и Всемирный банк. Их финансовая помощь как правило сопровождается требованиями сократить социальные расходы бюджета, что подрывает экономический суверенитет и провоцирует рост неравенства в стране.
Наконец, пятая проблема заключается в том, что внешний долг, как и любой кредит, не делает страну богаче или беднее. Если внешний заём берётся для того, чтобы «поддержать штаны» в трудную минуту и не служит делу роста производительности труда, то он просто снижает реальные доходы страны в будущем и делает её экономическое положение ещё более тяжёлым.
Таким образом, растущий международный долг угнетает слабые страны и обеспечивает дополнительным ресурсом более развитые. Безболезненно решить накопившиеся противоречия невозможно, поскольку кредитные отношения – это лишь один из инструментов неэквивалентного обмена, на котором основан современный капитализм. Исторически проблемы закредитованности решались через вооружённые конфликты, которые списывали долги всех перед всеми. Однако военная и политическая мощь коллективного Запада всё ещё видится достаточной, чтобы отстоять свою роль бенефициара глобальных кредитных отношений.
Текст подготовил: экономист, кандидат экономических наук Олег Комолов
Озвучил: Павел Русский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции