
Место под солнцем: почему иностранные фармкомпании остались на российском рынке

Маркетинговое агентство DSM Group подсчитало, что по итогам первых шести месяцев 2023 года доля зарубежных медикаментов на отечественном рынке остаётся на уровне 34 процентов – таком же, как и до начала СВО. У иностранных производителей всё хорошо с продажами. За 2023 год они уже заработали 349 миллиардов рублей.
Этот показатель – самый высокий за последние шесть лет, если не считать бум в 2022-м, когда граждане России закупились лекарствами на 387 миллиардов. Более того, даже в первом полугодии 2021-го продано было меньше, на 297 миллиардов. Продвижение и продажи в основном ведутся через профильные медицинские организации и по госзакупкам, сообщили «Ведомости».
С началом СВО зарубежные фармкомпании заявляли, что будут снижать инвестиции в Россию. Например, компании Sanofi и Novo Nordisk сократили затраты на маркетинг, а финская Orion Pharma вообще свернула операционную деятельность. Вместе с ней с рынка ушли несколько американских фирм. На их место пришли бренды из Польши, Македонии и Швейцарии, которые раньше были не так широко представлены на российском рынке.
Менее крупные игроки мирового рынка фармпродукции увидели свой шанс и заняли востребованные ниши. Этот шаг принёс им солидную прибавку к выручке. У венгерской Gedeon Richter, судя по опубликованной финансовой отчётности, продажи год к году выросли на 23 процента за счёт благоприятной конкурентной среды. Компания продолжила вкладывать средства в маркетинг на территории России, чтобы поднять продажи, и продолжает поставлять препараты даже в нынешних условиях.
Отечественный фармрынок по-прежнему интересен для зарубежных фармацевтических концернов. Его объём за первое полугодие 2023-го составил свыше одного триллиона рублей. Компании борются за место под солнцем, ведь если они решат уступить свою долю, её тут же займёт кто-то другой. Та же Orion Pharma в результате ухода из России не досчиталась 25 миллионов евро операционной прибыли, которые ушли к конкурентам.