
Оправдан ли новый режим высылки мигрантов?

Правительство поддержало законопроект о «режиме высылки» иностранцев, ограничивающий срок их пребывания в России и ещё более ужесточающий контроль за мигрантами. Какие могут быть последствия?
Новый законопроект предполагает сокращение безвизового периода пребывания в стране до 90 дней в году вместо 90 дней каждые полгода. Также будет облегчена процедура высылки иностранцев, просрочивших срок пребывания или лишённых права пребывания. Для таких категорий «гостей» вводят целый ряд ограничений: им запрещается менять место жительства, получать водительские права, приобретать имущество и транспорт, регистрироваться в качестве ИП, брать кредиты, открывать банковские счета и переводить деньги, а также заключать брак.
Можно предположить, что некоторые из этих мер приведут к произволу и самоуправству со стороны правоохранительных органов. Тем более что, по сути, депортация приобретает внесудебный характер и остаётся на усмотрение правоохранителей. Жестковато выглядит и список ограничений, которые делают тех же гастарбайтеров людьми второго сорта. Не вызовет ли это с их стороны дополнительную озлобленность и не побудит ли попросту перейти на подпольное существование? В любом случае полномочия, которые предполагается передать правоохранителям в общении с иностранцами, выглядят несколько излишними. Особенно учитывая, что не везде уровень правовой культуры этих самых правоохранителей находится на должном высоком уровне.
Кампания по борьбе с незаконными мигрантами началась после теракта в «Крокусе». Были заведены десятки дел и против правоохранителей. Однако при этом в массмедиа сообщалось о многочисленных нарушениях прав самих мигрантов, в том числе гастарбайтеров. Вплоть до того, что посольства Киргизии и Таджикистана предупредили своих граждан о том, что им нежелательно ездить в Россию вообще.
В этом году на треть выросло число депортаций: только в Москве суды вынесли почти 42 тысячи решений о выдворении из России иностранцев, а общее число депортированных составляет примерно 150 тысяч человек. Подобная практика может ударить по рынку труда в России, который и так находится в состоянии острейшей нехватки рабочих рук. Об этом в частности свидетельствует рекордно низкий уровень безработицы в 2,6%. Строительство, ЖКХ, общепит, ретейл, сервисы доставки и мобильности (что даёт до 10% ВВП страны) в огромной степени зависят именно от гастарбайтеров. Их отток из этих сфер в краткосрочном плане неизбежно приведёт к снижению производительности труда, замедлению темпов роста или вовсе к его падению. Плюс неизбежное увеличение издержек – расходов на рабочую силу, в том числе за счёт «обеления» зарплат, налогов и соцвыплат.
Что делать? Прежде всего нужно создать единые универсальные правила приёма гастарбайтеров из разных стран. Сейчас такого единого порядка нет. Есть система трудовых квот, по сути рабочих виз. Есть система двусторонних межправительственных соглашений с некоторыми центральноазиатскими государствами касательно трудовых мигрантов. Есть отдельный порядок приёма трудовых мигрантов из Армении, Белоруссии и так далее. Речь идёт в первую очередь о гастарбайтерах, а не о краткосрочных туристах.
Можно перенять опыт некоторых арабских стран, куда иностранные работники прибывают на единых основаниях. Ещё до въезда в страну они знают, куда именно едут, где будут работать и где жить. В принципе, они не очень вольны менять место работы и работодателя. Взамен им предлагаются чёткие и прозрачные условия труда, легальная зарплата и определённые права, а также страховка. Но это всё, конечно, сложнее организовать, чем действовать путём запретов и ужесточения полицейского режима, каковой весьма скоро может показать свою неэффективность с точки зрения интересов рынка труда и экономики в целом.
Текст подготовил: политолог Георгий Бовт
Озвучил:
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции