
Politico: как выглядит торговая сделка США и ЕС

Евросоюз в лице президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйени Соединённые Штаты в лице президента Дональда Трампа подписали соглашение о «тарифном перемирии». Теперь начинается серьёзная работа. Базовый вариант соглашения представляет собой документ, на четырёх страницах которого расписаны конкретные действия каждой из сторон.
Но, по данным Politico, в соглашении упущено несколько важных моментов. Например, там нет ни слова о том, что Штаты против строгого регулирования бигтеха в Европе. Не зафиксирована и просьба Брюсселя ослабить тариф на ввоз в США европейских алкогольных напитков, который начал действовать с августа. Но есть несколько ключевых пунктов. По обоим вопросам стороны хотят возобновить переговоры позже, уверяя, что нынешнее соглашение было заключено по самым актуальным сферам.
По новым условиям, США снизит тариф в 27,5% на импорт машин и автомобильных запчастей. Но тут есть подвох: на снижение пошлин Штаты пойдут только после того, как Европа отменит вообще все пошлины на ввоз американских промышленных товаров. При этом в августе Еврокомиссия должна разработать документ, который уменьшит пошлины задним числом, то есть по документам американцы ничего не будут должны за импорт уже с 1 августа. В соглашении сказано, что правительства США и ЕС намерены сотрудничать в сфере автопроизводства и «взаимно признавать стандарты друг друга». Правда, ни слова не сказано о том, что это за стандарты.
На медицинские препараты, древесину и полупроводники Штаты устанавливают тариф в 15%, а вот ввозить сталь и алюминий европейцы смогут лишь уплатив пошлину в 50%. По крайней мере до тех пор, пока Брюссель и Вашингтон не придумают, как избавиться от перепроизводства сырья в Китае. Ещё хуже дела обстоят в фармацевтической сфере: там удалось договориться до пошлины в 15% при ввозе европейских лекарств в США. Индустрия бьёт тревогу: компании могут потерять 18 миллиардов евро. Но с другой стороны, ЕС удалось добиться снятия тарифов с недорогих дженериков.
Также новое соглашение стало радостью для ирландских самолётостроителей: американцы пообещали не повышать пошлины на самолёты и запчасти к ним. Когда началась торговая война между американскими Airbus и европейскими Boeing, хуже всего пришлось ключевому игроку – Дублину. Столица Республики Ирландия – крупнейший в мире хаб по лизингу самолётов. Там существует собственная экосистема арендодателей и финансовых советников. Теперь ирландцы вздохнули с облегчением.
ЕС пообещал Штатам закупать больше американского оружия. Это может ударить по европейскому оружейному производству, которое Брюссель пытается воскресить всеми правдами и неправдами. Недавно индустрии были выделены 150 миллиардов евро на совместные закупки, и идёт обсуждение о выделении ещё полутора миллиардов.
Также в соглашении прописано, что европейцы намерены до 2028 года закупить американских энергоресурсов на 750 миллиардов долларов. А ещё микрочипов для ИИ на сумму «как минимум» в 40 миллиардов евро. Не совсем ясно, как они намерены это делать, особенно учитывая, что помимо этого Брюссель обязался инвестировать дополнительные 600 миллиардов долларов в стратегические секторы США – тоже до 2028 года.