
Повторяя успех: что ждёт российских ретейлеров

В конце 2022 года российские ретейлеры давали очень осторожные прогнозы. Они делали ставку на использование технологий, развитие сетей дискаунтеров и сервисов для клиентов. По итогам 2023-го можно сказать, что стратегия сработала. Практически все направления продемонстрировали рост, хотя в электронной торговле он немного замедлился.
В лидерах по-прежнему остаются маркетплейсы. Всё больше малых и средних компаний выходят на онлайн-рынок, а их объёмы продаж активно растут. В 2023-м каждый третий продавец получал выплаты минимум с двух маркетплейсов, сообщил «РБК.Pro».
Для лидеров рынка был реализован самый оптимистичный сценарий, поскольку сокращение импорта не повлияло на покупательную способность населения. Спрос активно поддерживал параллельный импорт. Для интернет-продавцов с 2022 года основным направлением развития стала мультиканальность, и эта тенденция сохраняется до сих пор.
Эксперты прогнозируют, что рост электронной коммерции продолжится в течение ещё пяти лет, хотя темпы будут снижаться. Но расслабляться продавцам точно будет некогда. Продвижение товаров становится сложнее, и этот процесс требует привлечения специалистов и вложений в рекламу.
Также набирают обороты небольшие нишевые площадки, которые специализируются на ограниченном ассортименте товара со стабильным качеством. За счёт роста аудитории они начинают конкурировать с крупными интернет-магазинами.
Покупатели стремятся экономить, и почти все ретейлеры учитывают этот тренд в своих бизнес-стратегиях, создавая и расширяя сети дискаунтеров. Но несмотря на успехи, у компаний есть серьёзное препятствие для роста – дефицит рабочей силы. Игроки рынка розничной торговли испытывают нехватку сотрудников массовых профессий, например, продавцов или кассиров. Повышение зарплаты и внедрение цифровых технологий, где это возможно, даёт слабые результаты. В электронной коммерции та же проблема, и она уже привела к жёсткой конкуренции за операционный персонал.
Поэтому в 2024 году в список общих задач для ретейлеров по-прежнему входят преодоление инфляционного давления, привлечение линейных сотрудников и внедрение инноваций для повышения эффективности бизнеса. Если раньше попасть на полку популярного супермаркета было непросто, то сегодня многие магазины сами ищут и заключают контракты с поставщиками, включая небольшие предприятия и фермерские хозяйства. Такая вертикальная интеграция даёт возможность снижать влияние внешних факторов на стоимость товара и контролировать его качество на всех этапах производства. Кроме того, компании активно осваивают рынки дружественных стран.