
Просьба остаться: почему санкции обойдут «РУСАЛ» стороной

Европейские представители алюминиевой промышленности хотят призвать Евросоюз ввести санкции против российских производителей. Но почему-то не всех. Крупнейшую алюминиевую компанию России и мира «РУСАЛ» они просят не трогать.
Представитель торговой группы European Aluminium заявил, что участникам разослан меморандум, но написан он сугубо для планирования работы, а не для информирования о грядущих санкциях ЕС. В то же время Reuters сообщил, что этот меморандум датирован июлем 2023 года, и в нём указано, что промышленники обсуждали возможность введения санкций на российский алюминий.
Однако «РУСАЛ» работает по всему миру. Ему принадлежит ирландский завод Aughinish, крупнейший в Европе производитель глинозёма, а также завод по выплавке алюминия Kubal в Швеции. Только за 2022 год отечественная компания выпустила четыре миллиона тонн первичного алюминия, что составило шесть процентов от всего мирового производства.
И европейцы понимают, что заменить поставщика металла ещё хоть как-то возможно, но потеря огромных производств на своей территории и партнёров по всему миру станет ударом по экономике. Поэтому в меморандуме чётко прописано, что санкции можно вводить против всех, кроме «РУСАЛа».
За ситуацией пристально следит американская Алюминиевая ассоциация. Ещё в 2018 году она ввела ограничения на импорт продукции «РУСАЛа», чем спровоцировала серьёзные перебои в глобальных цепочках поставок. Индустрия практически встала, и в 2019 году США были вынуждены отменить санкции. Европа же действовала точечно и запретила лишь конкретные продукты, произведённые в России: алюминиевые пластины, листы и полосы толщиной больше 0,2 миллиметра. Последний пакет санкций был введён в июне 2023 года, и в ближайшее время Евросоюз не планирует обсуждать их ужесточение.
Но даже если европейцы решатся закрутить гайки российскому производителю, происходить это будет довольно долго. Ведь законодателям придётся учитывать, что в случае тотального запрета на прямые поставки алюминия его начнут возить через альтернативные рынки, преимущественно Китай и Турцию. Соответственно, придётся разрабатывать меры, направленные на борьбу с импортом из третьих стран.