
Революционер в кино: чем запомнился Жан-Люк Годар

На 92-м году жизни умер едва ли не самый великий режиссёр в истории кино — Жан-Люк Годар. Широкая публика знает его благодаря картинам «На последнем дыхании» и «Альфавиль».
Парадоксально, но до 16 лет Годар, выросший в богемной семье, совсем не любил кинематограф. Но в начале 50-х годов XX века он «заразился» этим искусством и стал первым из будущих режиссёров французской «новой волны», сообщило интернет-агентство Lenta.ru.
Взгляды Жан-Люка и его соратников были неординарными. Они аргументированно разносили конвенции, призывая к освобождению языка кино от оков традиций. Первой картиной Годара стала мелодрама «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг. Критики тогда заявляли, что на этом режиссёр мог бы и закончить карьеру — настолько мощным оказалось влияние картины на киноландшафт конца 50-х.
Годар пользовался неэстетичными техниками съёмки и приёмами, которые передавали бунтарство и свободу главных героев. Съёмки с рук и без освещения оказались примером вольготных правил режиссуры и доказали, что кино позволяет любые эксперименты.
Каждый фильм Жан-Люка оказывался большим событием и явлением поп-культуры. Он снимал быстро и прогрессивно — каждая картина находила прежде нетронутую территорию. А мотивы, которые так или иначе повторялись, режиссёр представлял в новом ракурсе, что постоянно удивляло зрителей.
Примечательно, что чем радикальнее становился его подход к содержанию и форме фильмов, тем настойчивее Годара пытались превратить в поп-фигуру. Его романы с актрисами язвительно обсуждались в прессе, высказывания о кино всячески высмеивались, а политическая активность часто шокировала публику. Именно период жизни режиссёра, охвативший 1960-е годы, в итоге оказался экранизирован. Мишель Хазанавичус в картине «Молодой Годар» ядовито показал гения «новой волны» в комическом образе.
В 70-х Жан-Люк заявил, что появление домашнего видео навсегда изменит природу отношений человечества и изображений, как и характер отношений с историей кино. Он был уверен, что доступные каждому монтажные инструменты превратят экранные образы в гигантское поле для манипуляций.
Логично, что в 2010-х именно Годар стал самым ярым критиком мира, в котором корпорации обеспечили прогресс экранных образов. Два его последних фильма — «Прощай, речь» и «Книга образов» — пытались призвать индустрию взять на себя ответственность за последствия в монтажной деконструкции, которая стала катастрофой. За 75 лет в профессии Годар постоянно провозглашал смерть кино, но при этом продолжал его снимать и перепридумывать заново.