
Риск в новых условиях: стоит ли создавать свой бренд одежды сегодня

Из-за санкций большинство зарубежных брендов одежды покинуло Россию. Это заставило многих предпринимателей задуматься о создании собственных fashion-предприятий.
Среди компаний, ушедших с российского рынка, числятся Inditex и Hennes & Mauritz. Им принадлежат такие марки, как Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, H&M и многие другие, сообщил Forbes.
По словам основательницы бренда верхней одежды MATÜ Татьяны Матюшиной, сейчас крайне благоприятная ситуация для новичков. У существующих брендов также не будет проблем, если они адаптируются к новой реальности. Однако важно помнить, что на создание минимальной коллекции уйдёт несколько месяцев, по истечению которых международные компании могут вернуться в страну. Запускать предприятие сейчас также может быть опасно по причине нестабильной экономической ситуации. Делать это лучше в тот момент, когда курс стабилизируется и будет возможность прогнозировать продажи на несколько месяцев вперёд.
Людям, которые всё-таки решат запустить бизнес в это непростое время, следует обратить внимание на нишу массмаркета, либо сегмент мидл-ап. В первом случае мало конкуренции, ведь все громкие имена покинули рынок, а во втором появится большой спрос среди людей, которые предпочитали носить зарубежную одежду, но столкнулись с крайне высокими ценами. По словам основательницы бренда Lesyanebo Олеси Шиповской, самой конкурентной сейчас является ниша дорогой женской одежды. Поэтому стоит обратить внимание на сегменты базовых вещей, одежду для мужчин, детей и мужское бельё.
Для создания одежды придётся потратиться на материалы, фурнитуру, пошив, упаковку и логистику. Среди всех этих расходов половину занимает ткань. Учитывая высокую зависимость сегмента от импорта, расходы вырастут многократно. В основном закупки материалов совершались из Италии, Китая и Турции. После ввода санкций цены на них, по данным производителей одежды, выросли наполовину.
Основным поставщиком джинсы, кожи и ткани для большинства производителей является Турция. Цены на материалы оттуда начали расти ещё с середины 2021 года в связи дефицитом необходимого сырья. Усугубили ситуацию и проблемы с логистикой. Если ранее фура из Турции стоила шесть тысяч долларов, то сейчас цена доходит до десяти. Раньше грузы шли через Европу и Украину, а сейчас через Кавказ, что делает ткани дороже. Большинство российских брендов одежды не поднимали цены из-за остатков запасов на складе, но сообщили, что обязательно поднимут их при следующих, более дорогих закупках.
Вполне вероятно, что для удержания цен предприниматели будут стараться максимально сокращать затраты на производство, пытаясь найти более дешёвые замены. Самым доступным вариантом будет оставаться синтетическая ткань, которую можно продолжать закупать в Китае. Узбекистане, Белоруссии и той же Турции. По словам предпринимателей, на китайском, вьетнамском и киргизском рынках есть почти любые виды тканей, которые зачастую не будут качественно отличаться от европейских. Ещё более экономной может стать закупка у российских фабрик. Хоть их материалы хуже качеством, чем турецкие, но уступают несильно.
Хорошей стратегией будет шить лишь образцы, а готовые изделия производить по предзаказу клиентов. Также выгодно и экологично будет открыть ресайкл-проект, в котором вещи не создаются из нетронутых материалов, а перешиваются из старых. Предприниматели советуют начинать работу с подрядчиками, ведь личные производства могут простаивать из-за творческих кризисов.